Все взаимосвязано. ММД: школа от вас не убежит, а вот здоровье – может

Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы - например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

  • неполноценное питание и даже недоедание;
  • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).

Дефицит внимания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному - это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.


Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

При минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Продуманная физическая активность - лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии . Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.

Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.

Общее понятие

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера .

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом . Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга . В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:


Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях .

Симптомы и признаки

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период , когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и ;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Диагностика

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу или детскому педагогу . Сперва изучается история болезни, проводится опрос родителей и анализируется поведение самого ребенка.

  • позитронно-эмиссионная томография;
  • реоэнцефалография;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • нейросонография.

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно . Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима , то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный . По статистике, от 30 до 50% "перерастают" этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека "завязано" на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии.

Профилактика

Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики :

  • в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
  • беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
  • регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
  • избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
  • регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).

Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе .

Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.

В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше . Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Специфическая неспособность к обучению детей с ММД.

Методическая работа учителя начальной школы

Беляевой Елены Олеговны. (ГБОУ школа №594 индивидуальное обучение на дому г. Санкт-Петербург)

Специфическая неспособность к обучению – что это такое?

Как работает человеческий мозг, как совершенствуется мыслительная деятельность в процессе обучения – все это вопросы очень сложные. Поэтому многие люди, которые пытаются помочь слабоуспевающим в школе детям, часто не могут правильно понять причину их трудностей.

Еще недавно считалось, что любой ребенок, достигший определенного возраста, способен усваивать объем знаний, соответствующий этому возрасту. Считалось, что все дети примерно одинаковы, а их мозг – это чистый лист бумаги, куда надо «записывать» определенные знания одним и тем же способом. Тем же детям, которые не могли усваивать материал с той же скоростью, как их сверстники, автоматически зачисляли в ряд умственно отсталых.

Однако у многих неуспевающих детей психологическое тестирование выявило совершенно нормальный и даже высокий интеллект. Они хорошо видят и слышат. Они спокойны, уравновешенны. В семье им созданы все условия для нормального развития и обучения, тем не менее, им никак не удается одолеть школьную программу. Именно таких детей мы называем теперь «неспособными к обучению».

Их «неспособность» специфическая, т.е. она не зависит от внешних факторов, таких как отношение в семье или образование родителей. Причиной «неспособности», а точнее «нарушенной способности» не является и умственная неполноценность ребенка. Это дети, в большинстве случаев, вполне полноценны; они могут учиться, но только тогда, когда мы понимаем их проблемы и принимаем соответствующие меры.

Современная точка зрения такова, что причиной «специфической нарушенной способности к обучению» является какое-то нарушение работы мозга, так называемое «минимальная мозговая дисфункция». Это поражение головного мозга в слабой степени (в минимальной)

Дисфункция головного мозга

ДЦП Эпилепсия ММД Умственная Детские

отсталость психозы

Нарушенная Трудности в обучении Нарушения

активность дислексия поведения

дисграфия

дискалькулия

Генеалогические «дерево» специфической неспособности к обучению.

ММД является биологическим фундаментом нарушения способности к обучению. Являясь незрелыми, эти дети не обладают способностью к самоконтролю, они не могут конкурировать со своими сверстниками ни в школе, ни в жизни.

На рисунке приведены основные симптомы, которые составляют сути большинства жалоб, как родителей, так и школьных учителей в отношении детей с ММД.

Недостаточный самоконтроль

Нарушение активности Нарушение поведения и мышления

Гиперактивность Истощаемое внимание

(включая речевую) Неспособность сосредоточиться,

Моторная неловкость трудности привлечения внимания

Апраксия Плохая память

Зрительно-моторная Нарушение восприятия

дискоординация Нарушение вербально-

Нарушение логического мышления

латерализации

Школьная неуспеваемость

Дислексия – нарушение чтения. Поскольку чтение является самым эффективным способом получения знаний, нарушение чтения неминуемо влечет за собой отставание и по другим предметам, да и в общем развитии. Ребенок с тревогой и недоумением видит, что его сверстники в классе без труда делают то, что ему не доступно. «Может быть, я какой-то ненормальный?» думает такой ребенок, и вскоре может придти к мнению, что он умственно отсталый, дурачок. Не всегда дети с ММД страдают дислексией. Нарушение чтения является только одним из симптомов, возможно, самым важным, но отнюдь не единственным.

Дисграфия – нарушение письма. Ошибки не орфографического характера. Дисграфия может быть 5 видов:

1)Акустико-артикуляционная (косноязычие в письме)

Нарушение устной речи отражается в письме.

Рама (рама, лама, вама, яма) и т.п.

2)Акустическая дисграфия, обусловленная несформированностью рече-акустической слуховой системы. Характерны те же ошибки, что при 1 виде дисграфии, но ребенок при этом говорит правильно.

3)Оптико-графическая дисграфия. В результате несформированности оптических процессов (не так запомнил глаз или рука). Замена букв сходных по начертанию:

-Недописывание по количеству элементов: м-л, т-п, ш-и,

-Смешивание букв по расположению в пространстве: д-в, т-ш, п-и

-Смешивание букв по дополнительному несходному элементу: ш-щ, и-ц: и-у.

-Зеркальное письмо

4)Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Этот вид дисграфии наиболее распространен.

-пропуски гласных, слогов

-недописывание

-перестановка

-неоправданные слияния (предлогов и т.п.)

-разрывы (вдуп ле)

5)Аграмматическая дисграфия.

Неумение согласовывать, управлять (глагольное управление), выпуск предлогов.

Перед выполнением любого задания, ребенок, страдающий ММД, должен сосредоточиться. Если в этот момент его кто-то отвлек, если в классе откроется окно и т.п., он вообще не услышит того, что говорит учитель. Память нашего ребенка страдает именно в том отношении, что он не запоминает длинной последовательности. Дети с ММД не в состоянии достичь автоматизации навыков столь же быстро, как их сверстники. Вскоре после начала урока наш ребенок понимает, что «выпал» из общего потока, из общей работы в классе. Если, вдобавок, он чем-то расстроен, если сегодня один из тех «плохих» дней, если он предчувствует, что все его попытки и старания ни к чему не приведут, можно себе представить, какой будет результат! Эта неспособность делать что-то автоматически, неспособность управлять своим вниманием и концентрацией, является основной трудностью ребенка с ММД.

Дисграфия, дислексия, наподобие врожденной неспособности различать цвета (дальтонизм) или звука (отсутствие музыкального слуха) не является признаком умственной отсталости, нежелания учиться или плохой работы учителя. К сожалению, мы очень часто путаем причины и следствия.

Группа помощи детям с ММД (учитель-родители-врач)

В этой группе учитель является главным действующим лицом. Являясь как бы связующим звеном между школой, как системой образования, и отдельным учеником, учитель ежедневно имеет дело с самым корнем проблемы. Он имеет возможность первым обнаружить у ребенка нарушение способности к обучению и должен взять на себя обязанность сообщить об этом родителям. Более того, в целом ряде случаев учитель является единственным человеком, кто придумывает и реализует коррекционные мероприятия с отстающим учеником и помогает ему преодолеть школьную неуспеваемость. К этой группе относятся учителя, которых интересует не болезнь сама по себе, а ребенок с его проблемами и затруднениями. Они понимают, что дети имеют индивидуальные способности и стараются относиться к каждому ребенку так, как необходимо именно в данном случае. Стараются максимально индивидуализировать обучение. Учитель должен

понимать, как боится ребенок сделать какую-то оплошность и тем самым обнаружить перед всеми свою слабость и несостоятельность. Педагог должен подчеркнуть все хорошее и не замечать плохое. Кроме установления хороших отношений с ребенком, учитель старается завязать контакт с его родителями. Родители являются важнейшими участниками «спасательной команды» и нуждаются в специальном руководстве для согласования их действий с действиями учителя.

Основные советы и правила для учителя:

1)Постарайтесь заменить речевые способы передачи информации графическими.

2)Разрешите ребенку пользоваться любыми способами решения задачи, которые ему помогут. Пусть он водит пальцем по строчке во время чтения, пусть считает на пальцах и т.п.

3)Родителям не стоит выполнять домашнее задание за ребенка.

4)Пусть ребенок проговаривает текст при письме. Таким образом, вы вводите в действие мультисенсорный подход к обучению ребенка с ММД.

5) Поддерживайте достижения ребенка. Изучайте тот способ, который помогает учиться данному ребенку.

6)Учите ребенка сразу по рукописному тексту, поскольку здесь между буквами нет разрыва, как в печатном тексте.

7)Не придавайте особой важности в глазах ребенка и его родителей оценкам за контрольные работы. Однако надо дать ребенку понять, как рад учитель и все окружающие в том случае, когда ему удается достичь хороших результатов.

Необходимо понять, что сам факт попытки помочь, а не наказывать, является уже огромным шагом вперед в плане коррекции.

Учитель – врач . Учитель помогает ребенку преодолеть нежелание принимать лекарства. Вся коррекция должна проходить в сопровождении врача. Медикаментозные средства, такие как лекарства, физиотерапия, массаж, мануальная терапия плюс занятия спортом могут значительно облегчить жизнь нашего ребенка на должном уровне, особенно, когда ребенок начинает делать первые успехи. Скептически настроенные родители часто склонны в большей степени прислушиваться к мнению учителя, нежели врача. Учитель, понимающий болезненную сущность тех нарушений, будет способствовать достижению основной цели - помочь ребенку достичь максимума, реализовать свой истинный потенциал в обучение.

Родители. В зависимости от отношения к ребенку и его проблеме, родителей можно подразделить на 3 типа. К первой группе мы отнесем тех, кто отрицает саму возможность каких-либо нарушений у ребенка. По их мнению, их ребенок всегда был настолько смышлен и сообразителен, что его неуспеваемость в школе может объясниться только плохим обучением.

Родители второго типа понимают, что ребенок плохо справляется со школьным обучением. Но они считают, что будь учитель немного более строг с ребенком, более требователен, результаты были бы куда лучше.

Родители третьего типа реалистически оценивают своего ребенка и с готовностью следуют всем советам, если они видят искреннюю заинтересованность специалиста. Они сами активно ищут тех специалистов, кто мог бы им помочь.

Ребенок – родители . Ребенок нуждается в том, что бы его любили таким, какой он есть («приятие»), ему необходимо чувствовать себя включенным в структуру семьи («включенность»), он нуждается в заботе со стороны родителей («забота»). Вот 3 фактора – приятие, включенность, забота, которые образуют фундамент хороших внутрисемейных отношений.

Родители – учитель. Отношение родителей с учителем требуют определенного уровня откровенности и самоуважения. Как только родители поймут, что учитель заинтересован в их ребенке и хочет ему помочь лучше учиться, у них возникает чувство доверия и уважения к учителю. Если учитель пользуется индивидуальной системой поощрения, выставления оценок или временно отменяет оценочную систему, чтобы снять травмирующий ребенка элемент соревнования, он должен поставить родителей в известность.

В моей практике было два ученика с диагнозом ММД. В обоих случаях наблюдалась неусидчивость, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Дети часто отвлекались, просили выйти, не могли усидеть на месте, вскакивали, если звонил телефон, кто-то пришел. В условиях обучения таких детей на дому работа с ними упрощается. Я могла регулировать время урока, чаще делать перемены, периодически отвлекать ребенка на посторонние темы или менять вид работы. Определив, какой у данного ребенка преобладает тип памяти, я могла, опираясь на «здоровый» анализатор правильнее подобрать материал, построить урок.

У обоих моих учеников была дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза с элементами оптической дисграфии. Работа на уроках русского языка усложнялась. Приходилось делить урок на три части. Начало урока отводилось на новый материал (т.к. к концу урока ребята были уже несобранны и их внимание рассеяно). Вторая часть урока - на проведение работы по профилактике и исправлению дисграфии, и третья часть урока – на повторение материала, пройденного ранее. Ученики попали ко мне в третьем классе. Проблемы с обучением у них возникли еще в первом, поэтому часть материала, изучаемого раньше, осталась ими не усвоенной.

Работа по исправлению дисграфии мной проводилась следующая:

Мы не можем работать с нарушенной функцией. Развивая эту функцию, надо опираться на сохранные анализаторы.

-Много внимания фонематическим процессам, звукопроизношению. При письменной работе ученик сначала проговаривает слово вслух, как бы сам себе диктует. Четыре компонента на каждом уроке: 1)слушать 2)говорить 3)читать и только затем 4)писать

-Активно использую схемы слов. Они различны и зависят от нарушения, наблюдаемого у ребенка. Например:- при оптической дисграфии у ребенка не сформировался образ букв б- д, и просим, опираясь на фонетическое восприятие, сделать схемы к этим словам, выделяя только заданные буквы

Доброта д-б----, барабан б---б--, бедро б-д-- и т.д.

При нарушении звукового анализа и синтеза можно использовать как схемы предложений, так и схемы слов. Котенок играет. \___ ____. Котенок играет в мячик. \___ ___ _ ___. Котенок играет в мячик на траве. \___ ___ _ ___ _ ___. Пушистый котенок играет в мячик на ковре. \___ ___ ___ _ ___ _ ___.

Выделить в слове только гласные: подарок -о-а-о- или просто графически (-гласный, о согласный) –о-о-о-

Составить слово по схеме –о-о-а (корова, солома и т.д.). –а-а каша, Маша, наша, рана, кара, фаза.

-о- сок, рок, кок, ток, бок.

-Составить слово из 1-го звука слова р ука

2-го звука слово р а на

3 –го звука слово ре к а рак

-Графические диктанты. Ученик записывает через запятую только кол-во букв в слове. Я диктую: стол, дуб, ворота, нос, дрова и т.д. Ребенок записывает: 4,3,6,3,5.

Определение количества слогов и ударного слога: Х – ударный слог, х – безударный слог.

Диктую: лошадь, велосипед, макароны. Хх, хххХ, ххХх - записывает ребенок

-Можно использовать тактильный анализатор для формирования образа буквы. Из мелкой наждачной бумаги вырезать нужные буквы и попросить ребенка с закрытыми глазами найти нужную букву.

Так же даются всевозможные задания на развитие внимания, памяти, игры с буквами и словами, работа с деформированным текстом, задания на расширения словарного запаса.

Удержать внимание ребёнка не всегда легко. Несмотря на то, что схему урока я стараюсь не менять, форму заданий приходится менять. Наряду с ЭОР, использую и давно проверенные. Это и работа с мячом (бросаю мяч и одновременно говорю задание, ребёнок обдумывает и отвечая бросает мяч мне. Задание зависит от предмета, темы и т.д. Например: назови слово с удвоенной согласной, 47+17=?, астероид - это звезда? и т.п.). Развивает координацию, реакцию, внимание.

Использование самодельных пазлов (это может быть как географическая карта, так и математическая формула). Развивает память, усидчивость, внимание.

Работа с пальчиковыми или перчаточными куклами (например при изучении диалога). .

Важно помнить, что игра в школе должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставлять его напряжённо мыслить. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Есть ещё множество приёмов, чтобы разнообразить и оживить урок. Надеюсь, что-то из моего опыта поможет Вам.

Оценочная система.

Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы. В школе они чувствовали свою неуспешность, не верили в свои силы, боялись отвечать на уроках, получали, зачастую, только плохие отметки, чувствовали по отношению к себе недовольство и раздражение учителей, родителей, насмешки одноклассников. Придя к нам, они боятся перемен, не верят в себя.

Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

3 этапа:

1)Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.

2)Перестаю завышать оценки, добавляю «3». Обязательно сохраняю дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.

3)Пользуюсь всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.

Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложно, но и необычайно интересно. Они всегда дают нам толчок к творчеству. Желаю Вам удачи!

Используемая литература и интернет ссылки.

Гарольд Б. Леви «Квадратные колышки к круглым отверстиям»

Итак, ваш ребенок пошел в 1 класс или только еще пойдет. Но вы точно знаете, что ему не сидится спокойно за партой. Он крутится, вертится, отвлекается на множество вещей, которые никак не относятся к учебе. Ручка - тоже отличная игрушка, а в тетради можно и порисовать.

Он может ходить по классу на уроке, сидеть под партой, он – маленький вихрь, втягивающий всех в свою орбиту, привлекающий внимание и нарушающий дисциплину и тишину в классе на уроке, а на перемене – он ракета, несущаяся по коридору.

Он получает больше всех замечаний, он мешает соседям, и даже если он искренне хочет сдержать свою буйную активность, у него не всегда получается.

Причем он может вполне сносно усваивать информацию, в том числе, сидя под партой, если действительно не устал.

От него страдает и класс, и учитель, а родители уже боятся очередного собрания и выхода в школу.

Ругать такого ребенка не помогает, увещевания не дают толку. Беда еще в том, что из-за такого поведения педагог может ополчиться на ребенка, и тогда прости, прощай мотивация учиться.

Школа становится хронической психической травмой, ребенок знает, что ему там не рады, но остановиться он действительно не может.

Что же такое происходит с этим ребенком?

Имя такому поведению Это очень распространенный сейчас неврологический диагноз. И хотя она минимальная и корректируемая, этого вполне хватает, что бы испортить жизнь и ребенку, и родителям.

По неофициальным данным, от моего коллеги психолога при тестировании подготовительной группы в хорошей рейтинговой гимназии ММД разной степени тяжести выявлена у 40% детей. И это заботливые родители и хорошая школа. Давайте разберем, что это за зверь такой и откуда он взялся.

Рассказывая вам об этом, я обобщу свой опыт врача психотерапевта, к которому на прием лавиной приходили такие дети после середины сентября каждого года. А чаще всего история их была такая.

После родов ребенку выставлялся диагноз родовой травмы или ишемии в родах, могло быть кесарево сечение или токсикоз во время беременности.

На 1 году ребенок мог наблюдаться неврологом, возможно, было лечение. В 90% случаев после 1 года ребенка снимали с диспансерного учета у невролога, и родители благополучно забывали о таком враче.

Хотя, ребенок мог быть возбудимым, тревожным, быстро уставать и возбуждаться от впечатлений, слишком подвижным, на фоне общего благополучия, своевременного развития речи, двигательных навыков - это списывалось на особенности характера.

Иногда звучали травмы головы или тяжелые инфекции, ОРЗ, операции с общим наркозом в истории ребенка.

ММД похожа на последствия травмы головы у взрослого: ослабляется память, внимание, появляется утомляемость, эмоциональность, и возникают сложности в управлении поведением.

Особенность в том, что у детей память и внимание подвергаются нагрузке в обязательном обучении, а умение управлять эмоциями и поведением - развито недостаточно.

И вот, только в школе проявлялась эта проблема, потому, что там другие требования.

И заключается проблема в том, что у такого ребенка слабое, утомляемое внимание, которым ему трудно управлять. И поэтому внимание, как заяц скачет с предмета на предмет, и вслед за ним идет поведение.

А поскольку у таких деток еще и недостаточно развиты волевые качества в силу наличия у них слабости нервной системы, есть замедление созревания волевых качеств - то такому ребенку сложно собой управлять.

Ребенок просто не может управлять собой достаточно.

Избыточная подвижность - это способ подстимулировать нервную систему, чтобы ребенок был способен воспринимать новое.

Часто у таких детей мотивация учиться есть, пока они не столкнутся со школьной дисциплиной и тем, что они не вписываются в нее.

И этот момент очень важно понимать родителям. Невозможно исправить наказаниями и страхом ситуацию волевой незрелости. Можно только помочь созреть, подтянуться до нужного уровня с минимальными потерями для нервов ребенка, родителя и учителя.

За это короткое время первой четверти можно успеть сформировать устойчивое негативное отношение к учебе, низкую самооценку ребенка и получить ярлык двоечника и хулигана.

С другой стороны, как мама 6 летнего мальчишки с ММД и речевыми проблемами, я знаю, как сложно приходится родителям, при столкновении их ребенка с жесткими правилами дисциплины.

Речевых детей рано нагружают уроками и занятиями, и поэтому конфликт дисциплины возможностей ребенка сидеть и слушать обнаруживается раньше.

С одной стороны - педагог прав, дисциплина нужна. С другой стороны - совершенно не понятно, что делать с ребенком. Как его удержать в нужных рамках, особенно когда мамы и папы нет рядом?

Итак, что же делать при ММД.

Стратегия. Это состояние постепенно компенсируется при правильном лечении, по мере взросления ребенка и развития волевых качеств, использовании режима дня и физических занятий, благоприятном эмоциональном климате в школе и семье.

Мамы и папы! Это постепенно пройдет или значительно ослабится, если помочь ребенку правильно. Для этого требуется время и определенные действия – к 10 -11 годам все будет лучше.

Обязательно: поход к врачу- неврологу и назначение препаратов – ноотропов, которые корректируют последствия родовой травмы, улучшают помять и внимание, способствуют созреванию психики. Важно делать курсы лечения, длительностью 1.5 -2 месяца. Начинайте за месяц до конца каждой четверти, и вы избежите утомления у ребенка от учебной нагрузки.

Я пользуюсь для своего ребенка такой схемой: 2 месяца лечение, 1 месяц перерыв. И она себя оправдывает. Как долго: первые три класса точно постоянно.

Потом по ситуации. Если ребенок устает, жалуется на головные боли, стал невнимателен и плохо запоминает, у него накопилась усталость - надо повторять курс.

Препараты подбирает врач. Важно знать – если ребенок возбудимый и эмоциональный - берутся седативные или сбалансированные ноотропы.

Найдите грамотного невролога и наблюдайтесь у него. Про побочные эффекты не волнуйтесь – в целом ноотропы одни из самых безопасных препаратов.

Соблюдайте режим дня. Укладывайте ребенка спать рано, давайте ему высыпаться. Больше физической активности, меньше ТВ и компьютера. Подойдут спортивные секции, развивающие координацию: танцы, плаванье, акробатика, и командные виды спорта – на коммуникацию в группе.

Если уже есть проблемы психологического плана: поможет работа с детским или семейным психологом или психотерапевтом. Кроме того, Вам надо уметь общаться с ребенком, даже если проблем нет, чтобы сглаживать проблемные ситуации и уметь обучить его обращаться со своими эмоциями и регулировать свое поведение.

Это важное умение для родителя такого ребенка.

Если Вы видите, что есть проблемы с дисциплиной до школы, то по возможности, отдайте ребенка в школу позже. Один год иногда очень много значит.

Выбирайте простую программу для ребенка. Не надо программы Занкова, 2100 и прочие новшества. Чем традиционнее, тем лучше. Современные новые программы предъявляют очень высокие требования. Сравните с собой в 1 классе обучение вашего ребенка. Смените программу при критической ситуации, вы выиграете в мотивации к обучению.

Самый важный пункт! Ищите учителя под ребенка. Пусть школа будет дальше, но учитель будет понимать вашу ситуацию. Выработайте совместный план, выполняйте рекомендации.

Идеально педагога со стажем, но не пожилого и не молодого. Пожилые болеют, молодые уходят в декрет. Смена учителя - дополнительная нагрузка и новая адаптация. Для вашего ребенка это нежелательно.

Ваша задача - что бы ваш ребенок любил своего учителя, а учитель понимал ситуацию. Дети учатся потому, что им важны отношения. И отношения с первым учителем – важнее оценок в вашей ситуации.

Итак, Вам придется приложить усилия, что бы помочь ребенку, но ситуацию вполне решаема. Выполняйте эти простые правила, и вы получите результат уже в течение ближайших месяцев.

Что еще почитать