Явления и чудесная помощь ангелов.

В этих случаях умершего обычно встречают два ангела. Вот как описывает их автор "Невероятного для многих...": "И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова ("Царство ему Небесное, вечный покой..."), как подле меня появились два ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен". Позже один благочестивый странник объяснил ему, что это был "встречный ангел". Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные "мытарства" описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: "Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые как снег и блестели как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами". Галльский епископ VI века св. Сальвий следующим образом описывает свой опыт смерти: "Когда моя келья состряслася четыре дня назад и вы видели меня лежащим мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на самую вершину небес" (св. Григорий Турский, "История франков" VII, 1).

Обязанность этих ангелов - сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного - имея человеческий облик, они твердо схватывают "тонкое тело" души и уводят его. "Светлые ангелы взяли ее (душу) к себе на руки" (св. Феодора). "Взяв меня под р ки, ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты..." ("Невероятное для многих..."). Св. Сальвий был "поднят двумя ангелами". Подобные примеры можно было бы продолжать.

Поэтому нельзя утверждать, что "светящееся существо" из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда не провожает душу, которое втягивает душу в разговор и показывает ей "обратные кадры" ее прошлой жизни, есть ангел, сопровождающий в загробную жизнь. Не всякое существо, ПОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ как ангел, действительно есть ангел, "потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. II, 14). И поэтому о существах, которые и ВИДА-ТО ангелов не имеют, можно с уверенностью сказать, что это не ангелы. По причине, которую мы постараемся объяснить ниже, в современных "посмертных" опытах, по-видимому, никогда не бывает несомненных встреч с ангелами.

Тогда не может ли быть так, чтобы на самом деле "светящееся существо" было бесом, маскирующимся под "ангела света", чтобы искушать умирающего, когда душа его покидает тело? Д-р Муди ("Жизнь после жизни", "Размышления") и другие исследователи действительно ставят этот вопрос, но лишь для того, чтобы отвергнуть эту возможность в связи с "хорошим" действием, которое производит это явление на умирающего. Разумеется, взгляды этих исследователей на "зло" наивны до предела. Д-р Муди полагает, что "сатана, по-видимому, велит слугам следовать путем ненависти и разрушения" ("Жизнь после жизни") и, похоже, совершенно не знаком с христианской литературой, описывающей настоящую природу бесовских искушений, которые неизменно представляются их жертвам как нечто "хорошее".

Каково же православное учение о бесовских искушениях в час смерти? Св. Василий Великий в своем толковании на слова псалма "спаси мя от всех гонящих мы и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою" (Пс. 7, 2-3) дает такое объяснение: "Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: СПАСИ МЯ ОТ ГОНЯЩИХ, а там во время испытания: ИЗБАВИ МЯ, ДА НЕ КОГДА ПОХИТИТ ЯКО ЛЕВ ДУШУ МОЮ. И сие можешь узнать от самого Господа, который перед страданием говорит: НЫНЕ КНЯЗЬ МИРА сего грядет, и во Мне не имать нечесоже (Ин. 14, 30) (т. 1, стр. 104).

Действительно, не только христианским подвижникам приходится сталкиваться с бесовским испытанием в час смерти. Св. Иоанн Златоуст в "Беседах на Евангелиста Матфея" образно описывает, что случается с обыкновенными грешниками во время смерти: "Посему много услышишь рассказов об ужасах при последнем конце и страшных явлениях, которых самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре с великою силою сотрясают оный и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучаться с ним, ужасаясь видения приближающихся ангелов. Ибо если мы, смотря на страшных людей, трепещем, то какое будет наше мучение, как увидим приближающихся ангелов грозных и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но без пользы" (Беседа 53, т. 3, стр. 414-415).

Православные жития святых полны рассказов о подобных бесовских зрелищах в момент смерти, цель которых обычно запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении. Например, св. Григорий в своих "Собеседованиях" рассказывает об одном богаче, бывшим рабом многих страстей: "Незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в глубины ада... Вся семья собралась вокруг него, плача и стеная. Хотя они и не могли, по словам самого больного, по бледности его лица и по дрожанию его тела понять, что там были злые духи. В смертельном страхе перед этими ужасными видениями он метался на постели из стороны в сторону... И теперь почти обессиленный и отчаявшийся в каком-либо облегчении, он кричал: "Дайте мне время до утра! Потерпите хоть до утра!" И на этом его жизнь прервалась" (IV, 40). Св. Григорий рассказывает и о других подобных случаях, как и Беда в своей "Истории Английской Церкви и народа" (кн. V, гл. 13, 15). Даже в Америке XIX века подобные случаи не были редкостью; недавно опубликованная антология содержит многочисленные предсмертные видения нераскаянных грешников, имевшие место в прошлом веке, которые носят заголовки вроде: "Я в огне, вытащите меня!", "О, спасите меня! Они меня утаскивают!", "Я иду в ад!" и "Дьявол идет, чтобы утащить мою душу в ад" (Джон Майерс. "Голоса на краю вечности", Нью-Йорк, 1973).

Однако д-р Муди ничего подобного не сообщает: в сущности в его книге все опыты умирающих (за достойным внимания исключением самоубийства) приятные - будь то христиане или нехристиане, люди религиозные или нет. С другой стороны, д-ра Осис и Харалдсон в своих исследованиях нашли нечто не столь далекое от этого опыта.

Эти ученые нашли в своих исследованиях американских случаев то же, что и д-р Муди: явление потусторонних посетителей воспринимается как нечто положительное, больной принимает смерть, этот опыт приятен, вызывает спокойствие и душевный подъем и часто - прекращение боли перед смертью. В исследованиях же индийских случаев не менее одной трети больных, видевших явления, испытали страх, угнетение и беспокойство в результате появления "ямдутов" ("вестников смерти", хинди), или других существ; эти индийцы сопротивляются или пытаются избежать потусторонних посланников. Так, в одном случае умирающий индийский конторский служащий говорил: "Кто-то здесь стоит! У него телега, наверное, это ямдут. Он, должно быть, заберет кого-то с собой. Он дразнит меня, что он хочет взять меня!... Пожалуйста, держите меня, я не хочу!" Боли его возросли, и он умер. Один умирающий индиец внезапно сказал: "Вот идет ямдут, чтобы забрать меня. Снимите меня с постели, чтобы ямдут не нашел меня". Он показал наружу и вверх: "Вот он". Больничная палата была на первом этаже. Снаружи у стены здания было большое дерево, на ветвях которого сидело множество ворон. Как только больному представилось это видение, все вороны внезапно покинули дерево с большим шумом, как если бы кто выстрелил из ружья. Мы были удивлены этим и выб жали через открытую дверь комнаты, но не увидели ничего, что могло бы потревожить ворон. Обычно они были очень спокойны, поэтому всем нам, присутствующим, очень запомнилось то, что вороны улетели с большим шумом как раз тогда, когда у больного было видение. Как будто бы и они тоже почувствовали что-то ужасное. Когда это случилось, больной потерял сознание и через несколько минут испустил дух. Некоторые "ямдуты" имеют страшную внешность и вызывают в умирающем еще больший страх.

Это самое большое различие между американским и индийским опытом умирания в иследованиях д-ров Осиса и Харалдсона, но авторы не находят ему объяснения. Естественно, возникает вопрос: почему в современном американском опыте почти совсем отсутствует один элемент - страх, вызываемый ужасными потусторонними явлениями, столь общими как для христианского опыта прошлого, так и настоящего индийского опыта?

Нам нет необходимости точно определять природу явлений умирающим, чтобы понять, что, как мы видели, они в какой-то мере зависят от того, что умирающий ОЖИДАЕТ или что ГОТОВ увидеть. Поэтому христиане прошлых веков, которые имели живую веру в ад и чья совесть в конце жизни обвиняла их, часто перед смертью видели бесов. Современные индусы, которые, конечно, более "примитивны", чем американцы, в своих верованиях и своем понимании, часто видят существа, которые соответствуют их все еще очень реальным страхам относительно загробной жизни. А современные "просвещенные" американцы видят видеоявления, согласующиеся с их "комфортабельной" жизнью и убеждениями, которые в общем не включают реального страха ада или уверенности в существовании бесов.

В действительности сами бесы предлагают такие искушения, которые согласуются с духовным сознанием или ожиданиями искушаемых. Тем, кто боится ада, бесы могут явиться в ужасном виде, чтобы человек умер в состоянии отчаяния. Но тем, кто не верит в ад (или протестантам, которые верят, что они "надежно" спасены и поэтому не боятся ада), бесы, естественно, предложили бы какие-то другие искушения, которые не обнаруживали бы столь ясно их злые намерения. Подобным же образом уже достаточно пострадавшему христианскому подвижнику бесы могут явиться в таком виде, чтобы СОБЛАЗНИТЬ его, а не запугать.

Хорошим примером такого рода является искушение бесами в час смерти мученицы Мавры (III век). После того, как она была распята на кресте в течение девяти дней вместе с мужем, мучеником Тимофеем, дьявол искушал ее. В житии этих святых повествуется, как сама мученица Мавра рассказала о своих искушениях своему мужу и соучастнику в страданиях. "Ободрись, брат мой, и отгони от себя сон; бодрствуй и уразумей то, что я видела: мне показалось, что предо мною, находившейся как бы в восхищении, был человек, имевший в руке своей чашу, наполненную молоком и медом. Человек этот сказал мне: - Взявши это, выпей. - Но я сказала ему: Кто ты? - Он же ответил: Я ангел Божий. - Тогда я сказала ему: Помолимся ко Господу. - Потом он сказал мне: - Я пришел к тебе для того, чтобы облегчить твои страдания. Я видел, что ты сильно хотела есть и пить, так как до сего времени ты не вкушала никакой пищи. - Снова я сказала ему: Кто побудил тебя оказать мне эту милость? И какое дело тебе до моего терпения и лощения? Разве ты не знаешь, что Бог силен сотворить и то, что невозможно людям? Когда я помолилась, то увидела, что человек тот отворачивал лицо свое на запад. Из этого я понял, что это было обольщение сатанинское: сатана хотел искусить нас на кресте. Затем вскоре видение то исчезло. Потом подошел другой человек, и мне показалось, что он привел меня к реке, текущей молоком и медом, и сказал мне: Пей. - Но я отвечала: Я уже сказала тебе, что не буду пить ни воды, ни какого другого земного пития до тех пор, пока не испию чашу смерти за Христа, Господа моего, которую Он Сам растворит для меня спасением и бессмертием жизни вечной. Когда я говорила это, тот человек пил из реки, и вдруг исчез - и он сам и река с ним" ("Житие святых мучеников Тимофея и Мавры", 3 мая). О третьем явлении мученице Мавре - явлении настоящего ангела в этом исследовании будет говориться ниже, но уже здесь ясно, какую осторожность должен проявлять христианин, получая "откровения" во время смерти.

Итак, час смерти - это воистину время бесовских искушений, и те "духовные опыты", которые люди получают в это время (даже, если кажется, что это происходит "после смерти", о чем речь будет идти ниже), должны быть сравнены с теми же христианскими мерками, что и любые другие "духовные опыты". Аналогичным образом, "духи", которые могут встретиться в это время, должны быть подвергнуты всесторонней проверке, которую апостол Иоанн выражает следующим образом: "...испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4, 1).

Некоторые из критиков современных "посмертных" опытов уже указывали на сходство "светящегося существа" с "духами руководителями" и "духами друзьями" медиумического спиритизма. Поэтому взглянем вкратце на спиритическое учение в той его части, где говорится о "светящихся существах" и их сообщениях. Один классический труд по спиритизму (Дж. Артур Хилл, "Спиритизм. Его история, явления и учение". Нью-Йорк, 1919), указывает, что спиритическое "учение всегда или практически всегда согласуется с высокими моральными нормами; в отношении веры оно всегда теистическое, всегда почтительно, но не слишком-то интересуется такими интеллектуальными тонкостями, которые интересовали отцов церковных соборов". Затем в книге отмечается, что "ключом" и "центральной доктриной" спиритического учения является ЛЮБОВЬ, что от духов спириты получают "славное знание", которое обязывает их вести миссионерскую работу по распространению "знания о том, что жизнь после смерти действительно есть" и что "совершенные" духи теряют "ограничения" личности и становятся более "влияниями", чем личностями, все более и более наполняясь "светом". Действительно, в своих гимнах спириты буквально призывают "светящиеся существа":

"Служители света блаженные,
От смертных очей сокровенные..."

"Вестников света пошли среди ночи,
Чтобы отверзть нам сердечные очи..."

Всего этого достаточно, чтобы усомниться в "светящемся существе", которое сейчас появляется людям, ничего не знающим о природе и коварстве бесовских ухищрений. Наша подозрительность только увеличивается, когда мы слышим от д-ра Муди, что некоторые описывают это существо как "забавную личность" с "чувством юмора", которая "развлекает" и "забавляет" умирающего ("Жизнь после жизни"). ПОДОБНОЕ существо с его "любовью и пониманием" на самом деле удивительно похоже на тривиальных и часто "добродушных" "духов" на сеансах, которые, без всякого сомнения, являются бесами (если сами сеансы не жульничество).

Этот факт привел к тому, что некоторые отрицают как бесовский обман вообще все сообщения о "посмертном" опыте. В одной книге, написанной евангельскими протестантами, утверждается, что "существуют новые и неизведанные опасности во всем этом обмане о жизни и смерти. Даже смутная вера сообщениям о клинических опытах, по нашему убеждению, может иметь серьезные последствия для тех, кто верит в Библию. Не один искренний христианин полностью поверил тому, что светящееся существо есть не кто иной, как Иисус Христос и, к несчастью, этих людей можно очень легко дурачить" (Джон Уэлдон и Зола Левит. "Есть ли жизнь после смерти", 1977). Помимо указания на тот несомненный факт, что ряд исследователей "посмертного" опыта также интересуется оккультизмом и даже имеет контакт с медиумами, авторы книги в поддержку этого утверждения цитируют ряд замечательных параллелей между современным "посмертным" опытом и опытом медиумов и оккультистов недавнего прошлого.

В этих наблюдениях, конечно, много истины. К сожалению, без ПОЛНОГО христианского учения о загробной жизни даже самые благонамеренные "верующие в Библию" заблуждаются, отвергая вместе с опытом, который может оказаться бесовским обманом, и подлинный посмертный опыт души. И, как мы увидим, сами эти люди способны поверить обманчивому "посмертному" опыту.

Д-ра Осис и Харалдсон, которые оба имели "непосредственный опыт общения с медиумами", отмечают некоторое сходство между явлениями умирающим и опытом спиритизма. Однако, они отмечают существенное "бросающееся в глаза расхождение" между ними: "Вместо продолжения мирской жизни (которую описывают медиумы), пережившие смерть предпочитают начать совершенно новый образ жизни и деятельности" ("В час смерти"). На самом деле, царство "посмертного" опыта не представляется полностью отличными от царства обычного медиумизма и спиритизма, но это все же царство, где бесовские обманы и внушения не только возможны, но положительно их следует ожидать, особенно в те последние дни, в какие мы живем, когда мы являемся свидетелями все новых и более тонких духовных искушений, даже "великих знамений и чудес, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24).

Поэтому нам следует быть, по крайней мере, очень осторожными со "светлыми существами", которые как будто появляются в момент смерти.

Очень уж они похожи на бесов, представляющихся "ангелами света", чтобы соблазнить не только самого умирающего, но и тех, кому он впоследствии расскажет свою историю, если будет возвращен к жизни (о возможности ч го, конечно, бесы хорошо осведомлены).

Однако, в конечном счете наше суждение об этом и других "посмертных" явлениях должно основываться на УЧЕНИИ, которое вытекает из них, - будь оно или дано каким-то "духовным существом", увиденным в момент смерти, или просто подразумевается или выводится из этих явлений.

Некоторые из "умерших" и возвращенных к жизни - обычно те, кто был или стал очень "религиозным" - отождествляли встреченное "светящееся существо" не с ангелом, а с невидимым присутствием самого Христа. У этих людей этот опыт часто связан с другим явлением, которое для православных христиан является, возможно, самым загадочным на первый взгляд явлением, встречаемым в современных посмертных переживаниях - видением "рая".

Православная Церковь, руководствуясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, разделяет мир ангельский на девять ликов или чинов, а эти девять – на три иерархии, по три чина в каждой иерархии. В первой иерархии состоят бесплотные духи, находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней иерархии – власти, господства и силы. В третьей, более близкой к нам – ангелы, архангелы и начала. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания . О херувимах и серафимах упоминают пророческие книги. “Херувим” значит “разумение” или “ведение”; “серафим” значит “пламенный”, “огненный”. Имена других ангельских чинов упоминает св. апостол Павел в послании к Ефесянам, говоря, что Христос находится на небе “превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства” (). Кроме этих ангельских чинов, ап. Павел в послании к Колоссянам учит, что Сыном Божиим сотворено все видимое и невидимое, “престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли” (). Итак, когда к тем четырем, о которых апостол говорит Ефесянам, т.е., к началам, властям, силам и господствам, присоединим престолы, получится пять чинов; а когда к ним присовокупить ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, то получится девять ангельских чинов.

Впрочем, некоторые Отцы Церкви высказывают мнения, что разделение ангелов на девять ликов охватывает только те имена, которые открыты в слове Божием, но не объемлет других имен и ликов ангельских, которые нам еще не открыты. Так, например, ап. Иоанн Богослов в книге Откровения упоминает о таинственных “животных” и о семи “духах” у престола Божия: “Благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его” (). Перечисляя ангелов, ап. Павел пишет, что Христос пребывает на небе “превыше всякого начальства… и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем”, давая этим понять, что есть ангельские степени, название которых неизвестны людям ().

Каково же назначение существ духовного мира? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершенными отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: “Небеса поведают славу Божию,” – то тем более такова цель духовных небес. Пророк Исаия удостоился увидеть “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” (, гл.).

Падшие ангелы

Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Однако, они, как и люди, наделены были свободной волей и могли выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом. Злоупотребив своей свободой, часть ангелов во главе с Люцифером (Денницей) отпала от Бога и образовала свое царство – ад. Слова Спасителя: “Я видел сатану, спавшего с неба, как молния” – можно отнести к тому далекому, доисторическому прошлому, когда в ангельском мире произошло восстание против Бога. Это событие описано в Апокалипсисе с такими подробностями: “и произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый и сатаною,… и ангелы его низвержены с ним” (”дракон” – это Денница, ). На основании начальных слов этого видения, где говорится, что дракон своим хвостом “увлек с неба третью часть звезд” (), некоторые высказывают мнение, что тогда Люцифер совратил третью часть ангельского мира. После отпадения от Бога, Люцифера стали именовать “сатаною” (что значит “противник”) и “дьяволом” (что значит “клеветник”), а его ангелов – бесами или демонами.

Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь людей на путь греха и этим их погубить. Небезынтересно обратить внимание на тот факт, что сами падшие ангелы страшатся своего темного царства, именуемого адом или бездною, потому что они умоляли Спасителя не посылать их туда (). Спаситель называет дьявола “человекоубийцей от начала,” имея в виду тот момент, когда он, приняв вид змия, обольстил наших прародителей Адама и Еву, нарушивших заповедь Божию, и этим лишил их бессмертия (). С тех пор, получив возможность влиять на мысли, чувства и поступки людей, и его бесы стремятся ввергнуть людей все глубже и глубже в рутину греха, в которой сами погрязли: “Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала согрешил,” “всякий, делающий грех, есть раб греха” (, ). Присутствие злых духов среди людей представляет собой для нас постоянную опасность. Поэтому ап. Петр призывает нас: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ” (). Подобное предостережение высказывает и ап. Павел, говоря: “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (). Из этих слов св. Писания мы видим, что человеческая жизнь представляет собой постоянную напряженную войну за его душу. Хочет того человек или не хочет, но он с момента своего рождения вовлечен в войну между добром и злом, между Богом и демонами. Война эта началась еще до сотворения мира и будет продолжаться до дня “Страшного суда”. Фактически, на небе война кончена полным поражением зла. Но поле битвы перенеслось с неба в наш дольний мир и в сердце человека. В этой битве со злом нам, как увидим, деятельно помогают добрые ангелы.

Деятельность ангелов по отношению к людям

В противоположность злым духам, добрые ангелы жалеют людей и постоянно помогают им, о чем пишет св. ап. Павел: “Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” ().

Повествованиями о помощи ангелов насыщено Священное Писание . Приведем здесь только несколько примеров. Авраам, посылая слугу своего к Нахору, обнадеживал его убеждением, что Господь пошлет с ним ангела Своего и благоустроит путь его (). Двое ангелов спасло Лота и его семью из города Содома, обреченного на уничтожение (). Патриарх Иаков, возвращаясь к своему брату Исаву, был ободрен видением “ополчения” ангелов Божиих. (). Незадолго до своей кончины, благословляя своих внуков, Иаков сказал Иосифу: “Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих” (). Ангел принимал участие в спасении евреев из египетского рабства (); ангел помог Иисусу Навину при завоевании земли Обетованной (); потом помогал судьям израилевым в отражении врагов (); ангел спас жителей Иерусалима от верной гибели тем, что побил 185-тысячное ассирийское войско, окружившее город (); ангел спас от огня трех отроков, брошенных в раскаленную печь, а позже спас пророка Даниила, брошенного на съедение голодным львам ().

Новозаветное откровение часто повествует о явлениях ангелов. Так, ангел возвестил Захарии зачатие Предтечи; ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя и явился во сне Иосифу; многочисленное воинство ангелов воспело славу Рождества Христова; ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя и удержал волхвов от возвращения к Ироду. Особенно с пришествием Сына Божия на землю участились явления ангелов, о чем Господь предсказал апостолам, говоря, что отныне будет небо раскрытым, и они увидят “ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого” (). Действительно, ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне; ангел явился для укрепления Его в Гефсиманском саду; ангелы возвестили мироносицам о воскресении Его, а апостолам – при вознесении Его на небо – о втором Его пришествии. Ангел освободил апостолов из темницы, а также ап. Петра, приговоренного к казни (); ангел явился Корнилию и преподал ему указание призвать к себе для наставления в слове Божием ап. Петра ().

Вообще ангелы, по воле Божией, принимают участие в жизни целых наций более деятельно, чем многие из нас подозревают. По видению прор. Даниила, есть ангелы, которым вверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств ( и гл.). По этому поводу свв. Отцы высказывали такие мысли: “Одни из них (ангелов) предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир” (св. Григорий Богослов).

В Церкви с самых древних времен существовал обычай молитвенно обращаться к ангелам. Еще в ветхозаветное время у евреев на крышке Ковчега Завета, а потом и в Святое Святых, находились золотые изображения херувимов (Иисус Христос сказал: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” ().

Следовать в жизни этим словам Иисуса Христа и апостола Павла для различения истинных ангелов от демонов, маскирующихся под ангелов, – не легко из-за нашего несовершенства, греховности, легкомысленной неосведомленности, а также многовековой опытности злых духов, которые враждуют и против Бога и против людей. Нужно помнить, что даже люди, всецело посвятившие себя Христу, как, например, монахи, о которых мы упомянули выше, не застрахованы от дьявольского обольщения и могут быть обмануты им.

Поэтому если когда-либо пред нами предстанет как бы ангел или мы увидим какое-нибудь видение – нам следует быть крайне осторожными, чтобы падшего духа не принять за ангела. Святые отцы Церкви, умудренные Духом Святым и собственным духовным опытом, с любовью убеждают всех всегда молиться со смирением и не добиваться каких-либо видений или восторженных ощущений. В случае если мы и увидим кого-либо или что-либо необычное – то быть крайне осмотрительными и рассказать о виденном опытному духовному отцу. Святые Отцы учат, что если у нас появится хоть малейшее сомнение относительно природы явившегося нам духа, нам следует немедленно прервать с ним всякое общение и обратиться к Богу с горячей молитвой о защите. И, если тот дух был действительно посланный с неба добрый ангел, то он порадуется нашей осмотрительности и бдительности. Смотри подробнее об этом в “Добротолюбии” и в творениях святителя Игнатия Брянчанинова . Суммируя лишь следует заметить, что наставления святых отцов Церкви на эту тему радикально отличаются от того, что советуют авторы современных популярных книг об ангелах.

Будем помнить, что дьявол – профессиональный лгун и клеветник, сеятель смут и раздоров. Он и падшие с ним духи всеми силами стараются погубить нас, и для этого применяют не только внушение, но многие другие хитрости, включая маскировку под любые существа. Поэтому любые феноменальные явления, вызывающие в нас или чувства восторга или смущения или страха вполне могут быть результатом их козней против нас. (Возможным примером из современной жизни могут служить так называемые явления инопланетян и похищения ими людей).

Современная научная мысль ведет поиски разумных существ в далеких галактиках, между тем, как иной мир намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далекий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет это влияние в искаженном виде.
Тем не менее, параллельно миру физическому существует духовный мир, включающий в себя не только нашу духовную жизнь: любовь, ненависть, мысли, страсти, но и духовные нематериальные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека. В отличие от физического мира, духовный мир не нейтрален – если физический огонь можно использовать как в добрых целях, так и во зло, то существа духовного мира имеют свою добрую или злую волю. Первые и называются Ангелами.
Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения обнаженных ангелочков с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники, исключительно в коммерческих целях - в сознании людей, навеянный язычеством, сформировался не соответствующий действительности образ ангела – «купидона». Однако Ангелы – не мифический образ, а реальные небесные существа, играющие важную роль, как в нашей жизни, так и в мировой истории.
Еще до сотворения видимого мира и человека, сотворил Бог неисчислимые ангельские воинства. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, бестелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело - более тонкое, чем известная нам материя. Ангелы бессмертны и, не изменяясь, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Ангелы не имеют пола их природа духовна и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Ангелы передвигаются с огромной скоростью, и хотя они не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, они не могут одновременно находиться на земле) - их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки – не могут служить им препятствием. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие - они намного больше людей знают о Боге, о Его воле, о Его созданиях, о духовном мире, о самих людях и других земных тварях.
Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках, сожителях и соседях людей. В истории и в многовековом опыте Святой Церкви явления Ангелов занимают очень важное место. Люди воспринимают явления Ангелов тремя способами: органами чувств реально в жизни - когда Ангелы являются в образе людей; душевными очами - в снах и видениях и силой очищенного от страстей сознания - в «созерцании истинном». Обычно Ангелы являются к людям в человеческом образе - они разговаривают, едят, ходят, как обычные люди. Иногда же их внешность становится «ослепительной подобно молнии», вызывающей в людях страх.
Количество Ангелов неисчислимо, но все их множество организовано и разделено на чины. Каждый чин несет особенное служение и имеет свое название. Несмотря на то, что слово «Ангелы» (что значит «вестники») обозначает лишь один из чинов, оно стало применяться ко всем девяти ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя по три чина. Ближе всего предстоят к Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы - их характерной чертой являются огненная мудрость и ведение небесных тайн. За ними стоят Власти, Господства и Силы - их предназначением является осуществление великих событий и чудес. Следующими являются Начальства, Архангелы и Ангелы - они призваны Божественному служению.
Всем ангелам Бог дал имена. Наиболее известен для людей чин Архангелов. В переводе с греческого «архангел» - ангелоначальник. Всего архангелов, согласно учению Православной церкви – семь, но наиболее почитаемы в России архангел Михаил («архистратиг») и архангел Гавриил («муж Божий, крепость Божия»). Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут- то и являются на помощь человеку Архангелы - Бог им открывает волю Свою о человеке. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути, какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они человека отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто разбился жизнью или колеблется в выборе пути – тот должен просить Архангелов о помощи - они обязательно помогут.
У каждого христианина есть и свой Ангел Хранитель, с которым он соединяется во время таинства Святого крещения - это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел Хранитель ведет человека по данному ему Богом пути, руководит, охраняет идущего, чтобы он не отклонился в сторону, уставшего подкрепляет, падающего поднимает. Он находится всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы столь близки к нам, что повсюду нас окружают, за каждым шагом нашим наблюдают.
Можно ли почувствовать присутствие Ангела Хранителя? Можно по внутреннему настроению души: когда на душе светло и на сердце легко и мирно –
значит он рядом. Когда же в душе буря, а в сердце кипят страсти, значит, ты делаешь что-то не так, и твой Ангел Хранитель отошел от тебя.
Существуют также и Ангелы Хранители народов – например Ангелом Хранителем иудеев раньше был Архангел Михаил, который после их осуждения и рассеяния стал защитником Церкви Христовой. Существуют также Ангелы Хранители стран, городов, Поместных Церквей, монастырей. Ангелы помогают спасению людей. Они заботятся, охраняют, утешают, научают и укрепляют людей Божьих, приоткрывают праведникам и пророкам будущее, наказывают грешников в целях их вразумления, противостоят злым духам. За их постоянную помощь верующий народ благоговейно почитает своих небесных защитников.
В Священном писании показано множество случаев явления Ангелов в мир, начиная еще с древнейших веков. Можно вспомнить спасение Ангелами благочестивого Лота в момент разрушения Содома - города погрязшего в грехах,
спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами. Архангел Гавриил принес благую весть престарелым бесплодным - Иоакиму и Анне о том, что родится у них дочь Пресвятая Богородица. И он же явился к Пресвятой Богородице с благой вестью о рождестве Спасителя мира – Иисуса Христа.
В настоящее время также существует множество подтверждений скорой помощи Небесных защитников людям - приведем здесь лишь несколько из них.
«В пятидесятых годах ХХ века Герасим Менагий нес свой монашеский подвиг на Святой Афонской Горе. Однажды духовник послал его по срочному делу в Лавру, которая находилась в четырех часах пути от обители. Стояла суровая зима. На половине пути началась страшная вьюга – лесную дорогу занесло снегом, и монах понял, что сбился с пути. Уже замерзая, Герасим стал горячо молиться Господу и Пресвятой Богородице о спасении. Откуда ни возьмись - вдруг явился перед ним десятилетний мальчик. «Благослови, старец!» - обратился он к молившемуся. «Господь благословит» - ответил монах. «Куда ты собрался в такую погоду?» - спросил мальчик. На что Герасим поведал ему о поручении духовника. Тогда мальчик вывел монаха к дороге, ведущей к Лавре, и вдруг исчез. Когда Герасим оглянулся, ища своего попутчика, то на дороге, по которой они шли вместе, увидел в снегу только свои следы, будто и не шел с ним рядом мальчик. И тогда он понял, что это был Ангел Господень».
А этот случай произошел в конце ХХ века. «Мальчик Василий К., играя, упал и серьезно поранил голову. В больнице ему был поставлен неутешительный диагноз – слепота и полный паралич конечностей. Только срочная операция могла дать небольшой шанс на спасение ребенка, но врачи понимали, что надежда на успех составляет не более одного-двух процентов - о чем и предупредили родителей мальчика. Так как другого выхода спасти сына не было, родители дали согласие на операцию.
Когда мальчика готовили к операции, как он сам позже рассказал, темнота, заволакивающая его глаза, рассеялась, и он увидел храм с высокими сводами и красным каменным фасадом. Из открытой двери храма исходило ослепляющее сияние. Мальчик приблизился к двери и увидел внутри храма прекрасного юношу, осененного ярким светом, протягивающего к нему руки. Он говорил: «Иди сюда, Василий! Не бойся, ты выздоровеешь, я буду править рукой врача - операция пройдет успешно. Мальчик приблизился к звавшему юноше и, упав на колени, прислонил свою болевшую головку к его левой ноге. Юноша протянул руку и ласково погладил мальчика. Перед тем как видение исчезло, мальчик успел заметить в глубине храма темную икону, с серебряными крыльями… Операция закончилась успешно: зрение и подвижность конечностей у мальчика восстановились. Успех операции врачи сочли за чудо. Это произошло восьмого ноября – в праздник Святых Небесных Сил бесплотных.
Прошли годы. Все это время Василий вел бесплодные поиски того, кто возвратил ему здоровье, пока однажды в одной из телевизионных передач он не узнал храм из своего видения. Оказалось, что этот храм находится в городе Мандамадосе и носит имя святого Архистратига Михаила. В качестве паломника Василий посетил этот храм, где принес искреннюю благодарность за свою спасенную жизнь Архистратигу Михаилу».
На иконах Ангелов изображают в виде красивых юношей - в знак их духовной красоты, с волосами, связанными лентой, концы которой развеваются на ветру. Обычно у ангелов есть крылья, которые означают, что они быстро исполняют волю Божию. Ангелы в правой руке держат скипетр, а в левой – шар или монограмму Иисуса Христа как свидетельство того, что они являются носителями Божественной власти. Облачение Ангелов составляют либо белые одежды, символизирующие их чистоту и святость, либо многоцветные, в зависимости от чина, к которому они принадлежат. Серафимы изображаются шестикрылыми, а Херувимы и Престолы - как огненные колеса с множеством очей на ободьях.

свящ. Шейн Карло Пеццутти FSSPX

Второе явление Ангела в Фатиме

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие верующие!

В прошлый раз мы размышляли о первом явлении Ангела трём пастушка м в Фа тиме. Напомню, что Всемогущий Бог послал сего Ангела в 1916 году, чтобы подготовить детей к явлениям Богородицы в Фатиме. В прошлый раз мы видели, как Ангел Фатимы преподал нам три очень важных урока: во-первых, современный человек ДОЛЖЕН обновить и углубить почтительность к Творцу своему и поклонение Ему. Во-вторых, современный человек ДОЛЖЕН совершать акты веры, поклонения, упования и любви, ибо это фундаментальные акты религии, которые хранят нас в этом современном безбожном мире. В-третьих, мы должны молиться о грешниках. Ангел Фатимы научил нас этим вещам, дав нам смиренный пример, преклонившись пред Пресвятой Троицей и обучив детей молитве Фатимы: «Боже Великий! Верую в Тебя, поклоняюсь Тебе…».

Первое явление Ангела оказало сильное влияние на детей. По истечении нескольких месяцев, во время другой весьма жаркой весны в Португалии, трое детишек отдыхали в тени деревьев рядом с домом Лусии. Вдруг, Ангел Фатимы явился им во второй раз. Он сказал детям: «Что вы делаете? Мол и тесь! Мол и тесь усердно! Святейшие Сердца Иисуса и Марии имеют милосердное помышление о вас. Непрестанно принос и

- спросила Лусия.

«Всё, что можете, принос и те Богу как жертву в возмещение грехов, которые оскорбляют Его, с молитвой об обращении грешников. Так вы обеспечите вашей родине мир. Я ее Ангел-Хранитель, Ангел Португалии. В особенности принимайте и со смирением перенос и .

Дорогие верующие! Не забывайте, что во время явлений Ангела Фатимы в Португалии Первая мировая война разрушала всё в Европе. Тысячи людей страдали и умирали. Война была ужасна, и люди молили о мире. Это в точности то, что обещал Ангел Фатимы… мир. Но как же его достичь? Ответ Ангела был: МОЛИТВА и ЖЕРТВА. Ангел сказал: «Мол и тесь! Мол и тесь усердно! <…> Непрестанно принос и те Всевышнему молитвы и жертвы». Это суть три источника мира во всём мире, ибо, как вы знаете, война есть кара за грех. Это источники мира и в нашей жизни.

Также представляет интерес то, что Ангел упомянул, что он – Ангел-Хранитель Португалии. Это значит, что не только люди , но и народы имеют Ангелов-Хранителей. Ангелы-Хранители хранят нас от зла и ведут к Богу, но они также борются, защищая страны от зла и ведя их ко Христу-Царю. Поэтому, дорогие верующие, не забывайте молиться Ангелу-Хранителю России. Более того, этот Ангел Португалии не назвал детям своего имени. Но если мы посмотрим на Литургию и Часослов, под двадцать девятым сентября, которое является праздником святого Архангела Михаила, мы читаем такие интересные слова: «Михаил, Ангел Мира». Португальцы всегда отличалась особым почитанием святого Архангела Михаила, и они даже утверждали, что он их небесный покровитель и заступник. В Португалии даже есть специальный праздник, именуемый «святого Михаила Архангела, Ангела-Хранителя Португалии». Следовательно, это возможно, что он и есть тот самый Ангел Фатимы.

Но что же Ангел сказал детям в первую очередь во время этого второго явления? Он сказал: «Что вы делаете?» Дети отдыхали или играли, но Ангел сказал им: «Что вы делаете?» Это маленький упрек детям, что они не молятся больше. Если Ангел сказал такое трем святым пастушка м, то что он сказал бы нам? Что сказал бы тебе твой Ангел-Хранитель? Что ты делаешь? Наш Ангел-Хранитель всегда с нами и всегда вопрошает нас: «Что же ты делаешь прямо сейчас? Соблюдаешь ли волю Божию прямо сейчас ? Не тратишь ли время зря ? Исполняешь ли свои обязанности ? Делаешь ли добро ? Любишь ли Спасителя твоего Иисуса Христа?»

Ангел Фатимы сказал: «Что вы делаете? Мол и тесь! Мол и тесь усердно! <…> Непрестанно принос и те Всевышнему молитвы и жертвы».

Но Лусия не поняла его. «Как мы должны пожертвовать?» - спросила Лусия. Может, она подумала: «Мы ж не священники, как это нам жертвовать?» Ангел объяснил очень просто: «Всё, что можете , принос и .

Это очень важно для нас, дорогие верующие. «Всё, что можете , принос и те Богу как жертву…». Что это значит? Поздне е сестра Лусия говорила об этом втором явлении. Она сказала: «Эти слова Ангела запечатлелись в нашем сердце, как свет, который открыл нам Бога и viagra pas cher то, как Он любит нас и хочет быть любимым, дал понять значение жертвы, и насколько она приятна Ему, и как добиться от Него обращения грешников. Это было причиной, почему мы начали, с того момента, приносить Господу всё, что умерщвляло нашу плоть, обходясь, однако, без поиска других форм умерщвления плоти и покаяния, за исключением того, что мы часами простирались ниц, повторяя молитву, которой научил нас Ангел».

Итак, Бог дал им особую милость уразуметь сии предметы. Дети лучше поняли ценность жертвы и как она угодна Богу, и как Бог дарует благодать обращения грешников ради этих малых жертв.

Мы можем сказать, что это четвертый урок Фатимы: «Всё, что можете , принос и те Богу как жертву в возмещение грехов, которые оскорбляют Его, с молитвой об обращении грешников» . Посмотрите на ваше распятие. Что вы видите? Любовь. Да, соверше нную любовь. Но это трудно увидеть, что это любовь, и понять. Мы должны углубится далее того, что мы видим. Мы видим человека пригвожденного к кресту. Он грязный. Он окровавленный. Мы видим боль. Мы видим страдание. Но мы видим жертву. Это страдание и эта боль и есть любовь. Это любовь к нам. Это совершенное проявление Божией любви к нам. Если мы кого-то любим, любим по-настоящему, тогда мы хотим претерпеть боль ради них. Мы хотим претерпеть унижение ради них. Это высшая форма любви.

Итак, когда мы в нашей повседневной жизни чувствуем какую-нибудь боль, мы можем принести ее как маленькую жертву Богу. Когда мы в нашей повседневной жизни чувствуем какое-нибудь страдание, мы можем принести ее как маленькую жертву Богу. Когда нам что-то не нравится, мы можем принять это и принести Богу в качестве малой жертвы. Да, это трудно, но любовь порю трудна. Это, чему нас учат Страсти и Крест Христов об истинной любви и жертвенности, и это то, чему нас учит Ангел Фатимы. «Всё, что можете , принос и те Богу как жертву в возмещение грехов, которые оскорбляют Его». Это любовь к Богу. Но Ангел хочет от нас любви к ближнему, он также сказал и это: «…с молитвой об обращении грешников» . Итак, когда мы чувствуем некую боль или натыкаемся на какую-нибудь трудность, не будь эгоистом и не ропщи… НЕТ! Принеси сие Богу за обращение ваших друзей, семьи и т. д. Именно это и является второй целью нашего крестового похода Розария. 50 тысяч маленьких ежедневных жертв.

А что Ангел Фатимы сказал детям в заключение? Да, он хочет, чтобы они приносили малые жертвы Богу, но… и те те страдания, которые Господь пошлет вам» . Это – величайшая жертва и сие наипаче угодно Богу: «в особенности принимайте и со смирением перенос и те те страдания, которые Господь пошлет вам» . Господь ниспосылает нам малые страдания, боль, кресты. Не надо нам роптать! Не надо нам сердиться! Не надо унывать! Воззрите на крест! Да будем мы истинными чадами Господа нашего Иисуса Христа и да принесем эту боль Богу за обращение грешников, идущих в ад. Сколько душ сегодня погибнет и пойдет в ад? Мы должны им помочь. Это четвертый урок Фатимы.

Святой Фома Аквинский учил, что один акт любви к Богу стоит более, чем вся вселенная. И именно в силу этого Жасинта и Франсишку стали столь святыми всего за два года. Наша повседневная жизнь, повседневные скорби, повседневные страдания, скучная повседневная рутина может стать жертвою за обращение грешников. Аминь.

Явления Ангелов

Ангелы являются разным людям по-разному, с различными целями в различных обстоятельствах. Ангел явился пастуху Моисею в пустыне:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. 3, 1–2).

Моисей не видел лица или образа, он лишь слышал голос из пламени, который позвал его и сказал ему, что он должен делать.

Ангел явился всему народу израильскому во время бегства из Египта:

Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью (Исх. 13, 21).

Но это не было явлением Самого Бога, это было явление Ангела Его. Это подтверждает сам Моисей:

и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего (Чис. 20, 16). В следующем случае, так же как и в некоторых других, Ангел отождествляется с Господом:

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (ср.: Исх. 23, 20–21).

Гедеону Ангел явился в облике обычного человека, так же как Архангел Рафаил являлся Товии. Гедеон понял, что это был Ангел, только тогда, когда неизвестный гость сотворил чудо. Ангел сказал ему:

Господь с тобою, муж сильный! (Суд. 6, 12).

Жена некоего Маноя была бесплодна. Ангел явился ей с вестью, что она родит сына и наречет его именем Самсон. Рассказывая об этом таинственном событии мужу, она сказала:

человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего (Суд. 13, 6). Когда сирийцы окружили место, где жил пророк Елисей, его слуга в испуге спросил: увы, господин мой, что нам делать? Но пророк ответил ему: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И помолился Елисей, говоря:

Господи, открой ему глаза, чтобы увидел , и Господь открыл зрение юноше, и тот увидел вокруг Елисея коней и колесницы огненные. Несомненно, это был сонм Ангелов Божиих, посланных на защиту праведника.

Пророку Иезекиилю Ангел явился в виде огня:

И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже - огонь, и от чресл его и выше - как бы сияние, как бы свет пламени (Иез. 8, 2).

Великий ветхозаветный пророк видел следующее видение:

и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости (Дан. 10, 5–8). Это было явление Архангела Гавриила (см.: Дан. 8, 16).

Известно также, что он явился священнику Захарии, отцу святого пророка Иоанна, и, хотя его явление не было таким устрашающим, как то, что открылось Даниилу, Захария испытал сильное волнение, его охватил страх. Поэтому Архангел и сказал ему:

не бойся, Захария (Лк. 1, 13). Когда же мы говорим о явлении Архангела Гавриила Деве Марии в Назарете, то предполагаем, что Архангел явился ей в кротком человеческом образе, в отличие от тех устрашающих образов, в которых Ангелы являлись ветхозаветному человеку. И все-таки Дева Мария встревожилась и разволновалась. В этом нет ничего удивительного: ведь нас смущают даже обычные внезапные явления, если мы не ожидаем их увидеть.

Когда родился Господь наш Иисус Христос, Ангел Божий явился вифлеемским пастухам. Явился Ангел, и их осветил свет Божественный; велик был страх пастухов, но Ангел сказал им:

не бойтесь .

Жены-мироносицы видели Ангела над отверстым гробом воскресшего Господа:

вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого (Мф. 28, 3–5).

Ни в одной из священных книг не написано столько об Ангелах, как в Книге Откровения святого Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн видел сонмы Ангелов вокруг престола Всевышнего. Он видел Ангелов,

облеченных в чистую и светлую льняную одежду и опоясанных по персям золотыми поясами (ср.: Откр. 15, 6). Вот одно из самых впечатляющих описаний:

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими (Откр. 10, 1–3).

Облеченного облаком ! Запомните, что говорит Господь о Своем Втором Пришествии:

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Облака небесные будут представлять сонм Ангельский. Все ангельские явления суть только явления, и полностью их природы они не отражают, ибо они чистые духи и вся их духовная сила и красота нематериальна. Ангелы Божий не желают преклонения, подобающего Богу. Когда Ангел показывал святому Иоанну райские красоты и открывал небесные тайны, Апостол пал перед ним ниц, желая поклониться ему, но Ангел не позволил ему того, сказав:

смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22, 9).

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

Из книги Между Христом и сатаной автора Кох Курт Е

2. Физические явления. Рассмотрев более субъективные виды спиритизма, мы обратим теперь наше внимание на его объективные, физические явления. К ним относятся: телекинез, левитация и аппорты, в которых необъяснимым образом преодолеваются физические законы природы.

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

4. Метафизические явления. Под этим заголовком рассмотрим некоторые случаи, в которых спиритизм связан с привидениями и подобного рода призраками Проблема эта многосторонняя, и, как это бывает со всеми оккультными феноменами, некоторые факты являются достоверными, а

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

Явления стратификации О катастрофическом характере осаждения свидетельствуют не Только органические останки, содержащиеся в осадочных горных породах, но и сама структура этих пород. Как уже указывалось выше, большая часть поверхности Земли покрыта осадками или

Из книги Неизменные и изменчивые явления автора Берзин Александр

III. Явления ангелов и бесов в момент смерти В этих случаях умершего обычно встречают два Ангела. Вот как описывает их автор «Невероятного для многих…»: «И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова («Царство ему Небесное, вечный покой…»), как подле меня появились

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

Существующие явления В соответствии с проводимым в буддийской философии анализом существующие явления (йодпа) включают в себя все, что может являться объектом достоверного познания. Если нечто существует, оно может быть достоверно познаваемо, и на самом деле

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Неизменные явления Существующие, достоверно познаваемые явления включают в себя как неизменные (тагпа), так и изменчивые (митагпа) явления, обычно называемые соответственно постоянными и непостоянными. Однако критерий различия между ними заключается не в том, сколь

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

1. Явления добрых ангелов, представляемые св. писанием ветхого завета. Книги ветхого завета передают нам много фактов явления добрых ангелов. Пред входом в земной рай поставлены были херувимы ; ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему рождение сына; являлись

Из книги Введение в христианское богословие автора Макграт Алистер

2. Явления добрых ангелов, представляемые книгами нового завета. В св. писании нового завета передается также множество случаев явления добрых ангелов.1. Архангел Гавриил является Захарии, отцу святого Иоанна Крестителя, и возвещает ему рождение сына, имевшего быть

Из книги Водою и кровью и Духом автора Безобразов Кассиан

а. Три явления И внезапно, говорит Лука, наступило это событие. На них сошел Дух Бога. Его приход сопровождался тремя сверхъестественными знамениями - шумом, пламенем и странной речью. Во–первых, сделался шум с неба, как–бы от несущегося сильного ветра, и он (т. е. шум)

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Бесовские явления Диавол не довольствовался одной лишь бранью помыслов, тем более, что не мог сдержать ими подвижничество юного послушника. Диавол являлся ему и в чувственном виде. Арсений видел диавола воочию и разговаривал с ним. Искуситель всеми способами пытался

Из книги автора

Явления бесов Когда Старец жил в монастыре Стомион, к нему пришел паренек и остался на ночь. Старец сказал ему: «Ты располагайся здесь, а я где-нибудь пристроюсь». Он решил пойти в пещеру на краю скалы. Под этой пещерой простиралась пропасть глубиной около трехсот метров.

Из книги автора

Явления Святых Как было уже сказано, в своей земной жизни Старец Паисий видел многих Святых, а также своего Ангела-Хранителя, многократно - Пресвятую Богородицу и Самого Христа. Он видел Их не во сне. Иногда это было ночью, иногда среди бела дня. Он беседовал с Ними, Они

Из книги автора

Последние явления В оставшейся части настоящей главы мы рассмотрим аспекты христианского учения о "последних явлениях", сосредоточив внимание на идеях о небе, чистилище и аде. Следует отметить, что во многих богословских кругах наблюдается некоторое нежелание

Из книги автора

Толкование явления Тема отрывка - явление Иисуса ученикам. Она поставлена со всей ясностью в ст. 1: ?????????? ?????? ????? - «явил себя снова»; ?????????? ?? ????? - «явил же так». Тот же глагол в заключительном ст. 14: ????????? - «явился». Возвращение к исходной точке сообщает отрывку формальное

Из книги автора

Пограничные явления и явления, необоснованно причисленные к паранормальным Пограничные с паранормальным явления имеют отношение к загадкам, которые не обязательно нарушают законы физики; однако истинно паранормальное объяснение их не только не исключается, но часто

Что еще почитать