Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну лекарственных растений»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Воспитатель:
Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей)
. А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель:
Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!
Воспитатель:
Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика)
.
Одуванчик:
Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель:
Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей)
. Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки»
(Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик).
Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель:
Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок:
Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель:
Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель:
Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.
Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – ПетербургЗаварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.
.
Берегите природу и здоровье.
Татьяна Величко
Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни.
Задачи:
образовательные:
1. Познакомить с лекарственными растениями, растущими у нас на участке (3-4 вида).
2. Учить узнавать и правильно называть одуванчик, подорожник, мяту и ромашку.
3. Расширить знания о пользе растений, их целебных свойствах, о взаимосвязи растительного мира и человека.
4. Познакомить с пчелами – друзьями растений.
развивающие:
1. Развивать внимание, речевую активность, обогащать словарный запас.
2. Развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность.
2. Развивать любознательность.
воспитательные:
1. Вызывать желание участвовать в мероприятии;
3. Воспитывать бережное отношение к растениям, приносящим пользу человеку и животным.
Оборудование:
Краски, карандаши, бумага;
Пластилин;
Картинки - изображения подорожника, ромашки, мяты, одуванчика;
Лейки для полива;
Семена, косточки от ягод.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, объяснение, игра, показ, художественное слово.
Игры на развитие мелкой моторики. Конструирование из семян.
Цель: Развивать мелкую моторику, укреплять пальцы рук, развивать зрительно-моторную координацию посредством выкладывания изображения цветка из семян.
Беседа «Необычные травы».
Цель: Рассказать детям о растениях, которые приносят пользу: подорожнике, ромашке, одуванчике и мяте. Познакомить детей с изображением этих растений.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, демонстрация лекарственных растений, растущих у нас на участке.
Дети узнали, что у подорожника – целебные листья: они заживляют ссадины и ранки.
У мяты – полезные листья, стебельки и цветки; настой из них успокаивает.
Одуванчик – кладезь витаминов; используют и листья, и цветки. Из листьев делают салат, а из цветков – даже варят варенье!
Ромашка спасает от простуды.
Дидактическая игра «Кто найдёт растение по названию?»
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.
Ход игры: воспитатель называет одно из изображенных на карточках лекарственных растений, например, подорожник. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.
Чтение художественной литературы: (на выбор)
1. Онегов А. С. «Тропинка полевая»
2. Крюкова Т. «Лесная аптека»
3. Анишина Н «Азбука лечебных трав»
Наблюдение за лекарственными растениями на участке.
Рассмотреть внешний вид растений: листья, цветки, стебли; отметить запах. Научить отличать растения друг от друга.
Труд в природе.
Продолжать учить ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю. Формировать желание помогать взрослым в уходе за цветником.
Подвижно-дидактическая игра «Раз, два, три к …. (растению) беги»
Цель: упражнять детей в быстром нахождении растения по названию.
Ход игры: Воспитатель называет лекарственное растение и говорит: «Раз, два, три к. беги». Ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.
Игра «Семечко, бутон, цветок»
Цель: развивать слуховое внимание, двигательную активность.
Ход игры: Воспитатель рассказывает, что из семечка вырастает растение, появляется бутон, затем – цветок. По сигналу воспитателя дети превращаются в семечко, затем бутон и цветок.
Семечко - дети сидят на корточках, руками прикрыв колени;
Бутон – дети встают, руки скрещены на груди, голова опущена;
Цветок – дети расправляют руки в стороны, поднимают голову вверх.
Беседа по ОБЖ «Подорожник – первый помощник»
Цель: Закрепить знания о лекарственном растении, рассказать, как можно оказывать себе элементарную помощь.
Самостоятельная художественная деятельность «Нарисуй цветок».
Цель: Формировать интерес к изодеятельности, создать условия для выражения своих впечатлений при создании рисунка. Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета.
Коллективная работа «Пчелки – лучшие друзья растений»
Цель: Формировать интерес к лепке. Учить создавать предметы, состоящие из нескольких частей, объединять получившиеся работы в коллективную композицию. Вызывать радость от получившейся работы.
Театрализованная деятельность. Игра – пантомима «Травки - помощники»
Развивать пантомимические навыки, имитацию движений по тексту.
Подорожник
Вырос подорожник,
Листья как ладошки, (Показываем ладошки)
К ранке осторожно (Движения по тексту)
Приложу на ножке.
Одуванчик
Вырос одуванчик (Встаем на носочки, руки вверх)
Желтый сарафанчик (Показываем сарафанчик)
Цветочки и листья
Вылечат быстро. (Большой палец вверх)
Ромашка
На лужок мы пойдем, (Движения по тексту)
И ромашек соберем.
Заварим в чашке
Цветки ромашки.
Выпьем настой,
Простуда – долой.
Мята
Душистая мята
Пахнет приятно. (Нюхаем растение)
Цветочки, листочки (Покрутить кистями рук, развести руки в стороны)
Полезны, ребята.
Может помочь (Имитируем сон)
Спать спокойно всю ночь.
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по валеологическому воспитанию в средней группе «Полезные и вредные продукты» Цель: охрана здоровья детей.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Полезные витамины» Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе "Полезные витамины" Интеграция образовательных областей:.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста "В царстве лекарственных.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир лекарственных растений» Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений» Цель: Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: - Развивать.
Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.
Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».
У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.
Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
(Вс. Рождественский)
Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.
Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?
Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.
Рассмотрим наиболее известные для детей растения.
Крапива двудомная
Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.
Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.
В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».
Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.
С ним возиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Какую траву и слепой узнает?
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива,
А как зовут траву?
(Крапива )
Ромашка аптечная
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички —
Белые реснички
(Ромашка )
Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.
Описание ромашки
Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.
Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.
Лекарственные свойства ромашки.
Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.
Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.
Как заготавливают ромашку?
Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.
Одуванчик лекарственный
Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.
Цветут долго, образуя за сезон много семян.
Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.
Одуванчик очень похож на солнышко.
Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.
Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.
Салат из одуванчика:
100 г листьев одуванчика;
90 г зеленого лука;
25 г петрушки;
15 г растительного масла;
1 вареное яйцо;
соль, перец по вкусу.
Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.
Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.
Подорожник
Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.
В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.
Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.
Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
(Подорожник)
Мать-и-мачеха
Я знаменита не цветами,
А обычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и темными.
Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.
Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.
На стебле желтые цветы.
Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.
Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега — и цветут!
(Л. Акиншина)
Загадка
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой
(Мать-и-мачеха)
У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.
Иван-чай или кипрей
В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.
Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.
Пастушья сумка
Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.
Настой применяют при кровотечениях.
На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он — салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму.
(Пастушья сумка)
Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?
Мята
Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)
Календула или ноготки
Что за странные цветки
Под названьей ноготки?
Так похожи на ромашки —
Все в оранжевых рубашках?
(Календула)
Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.
Ландыш
Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.
Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.
Чернеет лес
Теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
(Ландыш майский)
Зверобой
Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.
Эти клеточки хранят эфирные масла.
На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.
Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.
Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.
Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой..
(Зверобой)
Лопух
Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.
В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.
Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.
Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:
Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.
Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.
И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.
Запоминалочка
В ней перечислены основные свойства растений
Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию.
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль.
Арбуз кушай при нифрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил
Клюква вылечит цистит,
Редька кашель и бронхит.
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной
Чтоб не ведать диабета,
Топинанбур ешь все лето,
Астму вылечи исопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой —
Подорожником промой
Коль отеки у тебя —
Хвощ полей и семя льна.
Мажь мазоли чистотелом.
А веснушки — тертым хреном,
Зверобой не забывай,
Чай сним чаще потребляй
Пей шиповника настой,
Будешь бодрый, молодой.
Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»
Вывод.
Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.
Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.
С уважением, Ольга.
г.о. Лосино-Петровский
МБДОУ д/с № 4 «Росток»
Конспект занятия
С детьми старшей группы
«Лекарственные растения»
Подготовила и провела
воспитатель: Валуева Г.А.
Цель : уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Предварительная работа : дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».
Материал к занятию : предварительно подготовленные лекарственные травы.
Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.
Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
Кто видел в аптеке лекарственные растения?
Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).
Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород –
Оттого она и жжет.
(крапива)
Правильно, крапива.
Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
Найдите это растение в нашей коллекции.
Кто догадался, почему это растение так называется?
Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
(одуванчик)
Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит – корень одуванчика.
Заболел желудок – тысячелистник.
Простуда – душица.
Остановить кровь – подорожник.
Кашель – мать-и-мачеха.
Ожог ноги – зверобой.
Пятна на коже – чистотел.
Болит горло – ромашка полевая
Лечение ран – календула.
На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня