Конспект развивающего занятия со старшими дошкольниками. Подготовка к школе ч.1

Логическое мышление у детей начинает формироваться в раннем возрасте, но укрепляется оно только ближе к школьному периоду (6 – 7 лет). Основным видом мышления в развитии логики является образное мышление, которое должно развиться наиболее непосредственно.
Умственное развитие ребенка – весьма немаловажный и значительный процесс, помочь в котором могут задания в картинках.

Перед детьми, находящимися в стадии развития 6-7 лет, стоит несколько задач:
Познание окружающего мира;
Восприятие закономерностей, характеризующих предметы и явления;
Способность выделять общие и стандартные признаки объектов.

Этапы развития логического мышления у детей 6-7 лет

1. Усвоение . Малыш, как губка, должен впитать в себя как можно больше и как можно быстрее. Усвоить основы логики – количественные и качественные характеристики предметов и научиться применять эти знания в повседневной жизни – первостепенная задача.

2. Осуществление . Маленький человек должен уметь формулировать свои мысли в слова, складывая и озвучивая цельные словесные рассуждения.

3. Замена. Данный этап – совершенная противоположность вышеизложенному этапу. Необходимо уметь визуально воспринимающиеся предметы и явления заменять мыслительными операциями.

Требования к развивающим занятиям

Для нормального стандартного детского развития к возрасту шести – семи лет ребенок должен уметь воспроизводить следующие действия:

1. Объединять в группы те или иные предметы, определять закономерности, распределять предметы и явления по различным признакам, а также продолжать логические цепочки самостоятельно, без посторонней помощи и внешних подсказок.

2. Находить лишний предмет в ряду и чётко объяснять причину, по которой была выделена та или иная вещь.

3. Также без подсказок со стороны составлять оконченные целостные рассказы по предложенным картинкам.

4. Распределять предметы по группам, объясняя причину и признак этого распределения.

Виды игр и занятий для детского развития в 6-7 лет

Существует огромное количество развивающих детскую логику игр, которые можно подразделить на несколько категорий:

1) Графические игры . Нацелены на развитие мелкой моторики рук и на базовую подготовку руки к написанию.
2) Математические занятия . В основном, это ребусы и головоломки, которые способствуют развитию устного и письменного счета, а также абстрактного мышления.
3) Речевые занятия . Благодаря им быстро увеличивается словарный запас.
4) Головоломки и настольные игры . Помогают сформировать свои мысли, стратегически их сгруппировать и на их основании делать выводы.

Варианты развивающих логику игр и занятий для детей 6-7 лет

Для того, чтобы маленький человек развивался согласно своему возрасту, родителям необходимо уделять ему должное количество времени, упражняясь и решая всевозможные задачи в виде игр и развлечений.

Занятие I. «Я загадал»
Смысл игры в том, что родитель загадывает тот или иной предмет. Задача ребенка – этот предмет угадать с помощью наводящих вопросов. Суть игры в том, чтобы научится грамотно формулировать и излагать свои мысли, правильно строя вопросы.

Занятие II. «Сравни»
Маленькому участнику предлагается несколько предметов и явлений, чем – то схожих между собой, а чем – то, наоборот, отличающихся. Задача ребенка состоит в том, чтобы точно определить все сходства и различия данных вещей.


Рекомендации старшему поколению

Не стоит заставлять ребенка что – либо делать. Нужно уметь преподнести ему это занятие таким образом, чтобы он захотел сам этим заняться.
Поэтому чем больше позитива и энергии будет исходить от взрослых, тем охотнее будет стремление играть в игры или научиться чему – то новому и незнакомому с развивающими занятиями.

Видео «Развивающие занятия для детей 6-7 лет»

Современные школы при поступлении ребёнка в первый класс проводят тестирование .

Тестирование в общеобразовательной средней школе проводится с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника. Также с ребёнком проводит беседу школьный психолог, который определяет психологическую готовность малыша к школе.

Для получения объективной картины лучше, если рядом с ребёнком будет присутствовать один из родителей. Это важно потому что родной человек, находящийся рядом, поможет ребёнка справится с эмоциональными переживаниями в новой незнакомой обстановке с чужими незнакомыми людьми. Школа не имеет права отказать родителям присутствовать на тестировании.

Итак, какие вопросы задания могут быть на школьном тестировании будущего первоклассника?

Задания, определяющие уровень знаний об окружающим мире.

1. Назови своё имя, фамилию, отчество.
2. Сколько тебе лет?
3. Какого числа у тебя день рождение?
4. Как зовут твою маму (твоего папу, дедушку, бабушку)? (не тетя Маша, а Мария Ивановна Иванова).
5. В каком городе ты живёшь?
6. Какой у тебя домашний адрес?
7. Есть ли у тебя дома домашние животные?
8. Каких животных ты знаешь?
9. Какие из них называются домашними?
10. Каких ты знаешь птиц, насекомых, рыб и т.д.?
11. Назови, какие ты знаешь растения.
12. Какие ты знаешь времена года?
13. Угадай время года по описанию.

Тает снег. С каждым днём становится теплее.
На деревьях появляются почки, а затем молодые зелёные листочки, прилетают птицы.
Просыпаются медведи и ежи.

На улице очень холодно. Идёт снег.
На деревьях нет листьев.
Все насекомые исчезли.
Люди одели тёплые вещи. Дети катаются на санках.

На улице очень жарко.
На деревьях зелёные листья.
Ярко светит солнце. Растёт много цветов.
Созревает много фруктов и овощей.

Листья на деревьях становятся жёлтыми и постепенно осыпаются.
С каждым днём становится всё холоднее.
Очень часто идут затяжные дожди. Птицы улетают в тёплые края.


14. Назови зимние месяца, весенние, осенние, летние.
15. Сколько дней в недели?
16. Какие ты знаешь цвета?
17. Назови виды транспорта.
18. Что относится к мебели?
19. Закончи предложения:

Кукла, мяч, заводная машинка, кубики- это…
-ручка, тетрадка, карандаш, ластик – это …
- капуста, картошка, морковка, репа – это…
-абрикос, вишня, банан, ананас, персик, груша – это…
-липа, акация, тополь, клён – это …
-телевизор, пылесос, утюг, настольная лампа –это …

20. Расскажи о своей семье (любимой игрушке, любом коте или собаке).


Задания, определяющие уровень знаний по предметам.

1.Начерти пять разных фигур.
2.Закрась 4 кружочка. Закрась треугольников на 1 меньше чем кружочков. Закрась квадратов столько же сколько и треугольников.

3. В вазе 3 тюльпана и 2 розы. Сколько цветков в вазе?
Подчеркни нужную цифру.1 2 3 4 5 6 7
4. У Пети было 5 конфет. Он съел 1 конфету. Сколько конфет осталось у Пети?

5. Из-за кустика торчат 6 ушек. Сколько зайчиков за кустиком?
Подчеркни нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7
6. Закрась столько кружочков сколько звуков в слове:

7. Вычеркни лишнее слово:
СОН СОН СОМ
8. Зачеркни те фигуры, которые ты запомнил. (Предварительно на большом листе ребёнок в течение минуты разглядывает и запоминает 7 фигур. На индивидуальном листочке ему предлагается 12 фигур, из которых четыре лишние.)

9. Транспорт подчеркни зелёным карандашом, а инструменты – красным.

10. Графический диктант. (Выполняется на разлинованном в клеточку пространстве.)

Задание выполняется от точки. 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз,

3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх,
1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,
3 клеточки вправо,1 клеточка вниз,
1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,
3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,2 вправо.

Задания теста читает педагог повторяя их 2 раза.

Все задания предпочтительнее отпечатать на отдельном листе для ребёнка.

Педагог помогает ориентироваться, если ребёнок не может найти задание.

11. Скопируй точки в нижнее поле.

12. Нарисуй слева от круга красный треугольник, а справа от круга синий квадрат.

1 занятие ЗНАКОМСТВО.

Цели: 1.Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление

2.Учить ориентации на бумаге.

3. Воспитывать дружбу и товарищество.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени и берет у учителя любую понравившуюся ему цветную полоску (из бумаги), на которой взрослый записывает имя ребенка и с помощью степлера надевает именной браслет на руку. Остальные дети хором проговаривают имя участника, ставшего обладателем браслета. После того как каждый из детей получит именной браслет, учитель предлагает детям прокатиться на поезде.
Игра «Поезд»

Дети изображают вагоны, ведущий - паровоз. Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции - у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише - медленнее; громче - быстрее. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция? » Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-у-у». Одновременно выполняют движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз.

2. Правила посадки

Давайте вспомним правила посадки.

1.Ответить хочешь, не шуми…

2.Ты сиди за партой стройно…

3.Парта- это не кровать…

4.На уроках не болтай…

  1. Шуточный тест для первоклассников (ведущий читает четверостишия, первоклассники произносят "и я" там, где это уместно.

Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.

Дома ручку не забуду
И тетрадь, и карандаш.
А забыл - реветь я буду
На весь класс, на весь этаж.

На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать.
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать.

А во время перемены
Обещаю не шуметь,
Не сбивать людей и стены,
Не толкаться, как медведь.

Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть.
Значит, буду то и дело
Мячик в окна забивать.

Буду умным и веселым,
Делать добрые дела,
Чтоб меня родная школа
Как родного, приняла.

4.Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

5.Физкультминутка . (Дети встают в круг. Учитель в центре. Он кидает мяч детям и называет взрослое животное, дети, возвращая мяч - детёныша).

Лошадь-…(жеребёнок).

Овца-…(ягнёнок).

Курица-…(цыплёнок).

Волк-…

Корова-…

Медведь-…

Кит-…

Собака-…

Свинья-…

Олень-…

6.Работа в тетради.

Задание 1 . Работа в тетради. В тетради нарисовать овал. Дорисовывают его до рыбки. Раскрашивание:

Хвост – красным

Плавники – оранжевым

Голову – коричневым

Туловища - жёлтым

У нас получилась волшебная рыбка.

Задание 2. Графический диктант в тетради.

1 клетка вниз,1-влево,1-вниз, 1-влево, 3-вниз,2-вправо,4-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 3-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1-влево,1-вверх, 1-влево. (Получается рисунок ската).

Дорисуем 2 глазика. Что напоминает? (Электрического ската)

Задание 3 . «Стоит в поле дуб, на дубе 4 ветки. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать»? (На дубе сливы не растут).

Задание 4. Работа в тетради.

Несмотря на то, что вы не умеете многие писать, сейчас вы запишите несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Попробуем первое слово записать вместе: рак - о о о. (Он, дом, трава, зима)

Задание 5. Чем похожи слова:

Трава и лягушка (цвет-зелёный)

Лягушка и заяц (прыгают)

Перец и горчица (приправа горькая)

Пылесос и швабра (приборы для уборки помещения)

Кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв)

Задание 7

- Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле…)

Слова записаны на доске (умеющие читают, считают слоги):

Карандаш кукла альбом пенал рисунок ручка

Игра «Кто внимательный»

1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)

2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)

3. Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.

Задание 8 . Нарисовать фигуру человека (самого себя)

Задание 9 . Скопировать небольшую фразу (Он ел суп.) Печатными, затем письменными буквами (с доски).

7.Итог.

Кому понравилось наше занятие?

Занятие 2. Доктор Айболит в гости к нам спешит
Цели:
1.Развитие графических навыков (штриховка, раскраска).
2. Развитие фонетического слуха (умение слышать и различать звуки).
3.Развитие навыков слогового чтения (чтение стихотворения).
4.Закрепление знаний о гласных звуках.
5.Развитие логического мышления.
6. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
7.Закрепление знаний о числе 3 и соотнесение множества предметов с соответствующей цифрой.

Ход занятия

1) Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина, дифтерит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор... (Айболит)


2) К нам в гости пришёл сегодня Айболит. А кто это такой? (Варианты детей. Можно по желанию прочитать небольшой отрывок из сказки Чуковского "Айболит".)
Айболит просит помочь ему: послушать и назвать тех животных, в названиях которых есть звук [а].
Волк, зайчик, медведь, курица, ёж, енот, крот, бабочка, кот.
А кто из перечисленных животных приходил лечиться к Айболиту?

3) Заштриховать буквы.


Прописать печатные буквы. (Помогайте ребёнку- пишите первые буквы вместе, держа его руку в своей.)

4) Какой звук обозначает буква А? Какие гласные звуки ещё есть? Как произносятся гласные звуки? Давай пропоём песенку гласных. (Поются все гласные на одном вдохе) А О У Ы И Э (йотированные гласные пока не надо использовать я е ё ю).

5) Зачеркни лишнее: А а у и о .

6) Айболит в сказке летел в Африку на таком самолёте.

Из каких фигур состоит чудо-самолёт? Посчитайте, сколько треугольников, кругов, прямоугольников в самолёте. (Можно предложить ребёнку нарисовать свой самолёт из фигур. При использование этого задания, можно добавить
загадки про геометрические фигуры ).

7) Сколько было в самолётике кругов?
Раскрась каждый третий круг у гусеницы своим любимым цветом.

8) Соедини каждую группу с нужной цифрой.

9) Назови каждый предмет. В какую группу можно собрать эти предметы? Какой предмет окажется лишним? Почему?

Доктор Айболит советует всем кушать много фруктов и овощей. Тогда вы будете здоровыми и сильными.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Кушать надо
Овощи и фрукты,
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
(Это стихотворение лучше прочитать вместе с ребёнком (по строчкам: одну - вы, одну - он), и выучить наизусть).

10) Доктору Айболиту очень понравилось у нас. Он просит раскрасить красиво и аккуратно его портрет.

{phocagallery view=category|categoryid=21|imageid=143|detail=4}

Занятие 3. Здравствуй, весна!
Цели:
1.Закрепление знаний о признаках весны.
2.Развитие фонетического слуха.
3.Развитие графического навыка письма.
4. Развитие навыка слогового чтения.
5.Закрепление навыка соотнесения множества предметов с конкретным числом.
6.Закрепление знаний о ряде натуральных чисел (до 10).
7.Развитие логического мышления.


1) Признаки весны.
Занятие начинается с волшебного письма для ребёнка.

Беседа о признаках весны.
Можно использовать вопросы:
-Как меняется погода весной?
-Когда теплее весной или зимой?
-Что происходит весной с растениями?
-Что появляется на деревьях?
-Что появляется на земле, когда тает снег?
-Что происходит в жизни птиц?
-Выбери картинку, где изображена весна. Опиши её. Какое время года на остальных картинках? (Можно использовать
загадки о временах года)

Скажи наоборот :
ЛЕТО-…
ВЕСНА-…
ХОЛОДНО-…
МОКРЫЙ-…
РАЦВЕТАЮТ-…
УЛЕТАЮТ-…

Поиграем вместе :
Если набухают почки, то это…
Если ты надел шубу и сапоги, то это…
Если собирают черешню, то это…
-Дай название временам года, соедини с рисунками справа.

2) Работа над развитием фонетического слуха .
-Что появляется весной на деревьях?
-Найди лишнее слово (можно прочитать и ребёнок попробует определить на слух).
ЛИСТ ЛИСТ ЛИСТ ЛИС

Обозначь звуки в лишнем слове (звуки обозначаются точками трёх цветов под каждой буквой.

Справка для родителей.
Зелёным цветом обозначаются согласные мягкие звуки. Мягкими делают согласные гласные звуки:И, Е, Ё, Ю,Я,Ь. Всегда мягкими являются: Й, Ч,Щ. В остальных случаях согласные твёрдые.
Синим цветом обозначаются согласные твёрдые звуки.
Красным цветом обозначаются все гласные звуки (А,О,У,И,Э,Ы) и йотированные гласные, если они стоят после согласного (Е, Ё, Я, Ю).


3) Счёт предметов.
-Отгадай загадку. (Выберите любую из предложенных. Отгадка – птица.)
Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
*****
Рук нет,
А строить умеет.
*****
-Найди лишнюю птицу.

Почему она лишняя? Каких ещё домашних птиц ты знаешь?
Посчитай, сколько птиц в каждой группе и запиши ответ.

4) Ряд натуральных чисел.
-Чем питаются птицы?
Перед тобой рассыпанные для птиц зёрнышки.
Впиши пропущенные числа.

5) Развитие логического мышления.
Отвечай быстро, не задумываясь.

Любой ребёнок точно знает,
Кто по воздуху летает.
Поскорее дай ответ:
Кто летает, а кто – нет?
Летит-летит самолёт?- …
Летит-летит бутерброд? - …
Летит-летит лисица?-…
Летит-летит синица?-…
Летит-летит трава?-…
Летит-летит сова?-…
Летит-летит птичка?-…
Летит-летит косичка?-…
Летит-летит коса?-…
Летит-летит оса?-…
Летит-летит ворона?-…
Летит-летит корона?-…
Летит-летит пчела?-…
Летит-летит стрела?-…
Летит-летит папа?-…
Летит-летит шляпа?-…
(По О.В. Джелелей)

6) Птицам очень понравилось, как ты выполнял все задания. Они прощаются с тобой и скоро прилетят.
Можно предложить ребёнку раскрасить картинки птиц.

{phocagallery view=category|categoryid=11|limitstart=5|limitcount=11}

Занятие 4. Деревья.
Цели:
1.Закрепление знаний о деревьях, о связи жизни деревьев и животных.
2.Развитие фонетического слуха (звуковой анализ слов).
4.Развитие логического мышления.
5.Развитие графического навыка.
6.Закрепление знаний о соотнесение цифры и группы предметов.
7.Закрепление умений составлять примеры по картинке.


1. Отгадай загадки, напиши отгадку, соедини с соответствующей картинкой. (Можно в занятии использовать другие загадки о деревьях .)

Липкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой.
. . . . . . (берёза)

Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый нарезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей.
. . . (дуб)

Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит?
. . . . . (осина)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
. . . . . (сосна)

Каждый год на нём с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт.
. . . . (клён)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит
Никому не говорит.
. . . (ива)


2. Звуковой анализ названий каждого дерева. (Памятка для родителей - смотри в Занятии 2.)

3. Какие ещё деревья ты знаешь?
Выдели лишнее слово, объясни выбор.

Клён, рябина, ель, тюльпан.
Берёза, дуб, шиповник, тополь.
Яблоня, смородина, черёмуха, рябина.
Липа, осина, клён, яблоня.

4. Назови, кто с каким деревом дружит и почему?

Образец : дятел дружит с сосной, рябиной, елью, берёзой. Он ест ягоды рябины, семена шишек, пьёт берёзовый сок.


5. Узнай дерево по плодам и закончи предложение.

Жёлуди растут на … (дубе).
Грозди рябины растут на …. (рябине).
Шишки растут на …(ели и сосне).
Яблоки растут на …(яблоне).

6. Нарисуй на деревьях столько же яблок, сколько показывает цифра.

7. Составь примеры по картинке.

8. Продолжи ряд листьев.
Раскрась листья так, чтобы зелёный был рядом с коричневым, а красный между следующим зелёным и предыдущем коричневым. Какого цвета первый лист?

9. Логическая задача.

Лена и Даша любят рисовать. Лена нарисовала берёзу и яблоню, а Даша – ромашку и колокольчик. Кто из девочек любит рисовать деревья?

10. А ты любишь рисовать деревья?
Раскрась некоторые из них.

Занятие 5. В гостях у домовёнка Кузи.
Цели.
1. Развитие речи (пересказ текста, подбор синонимов, антонимов, словообразование).
2. Развитие фонетического слуха. Закрепление знаний о звуках речи.
3. Развитие внимание. Совершенствование навыков сравнения и анализа.
4. Закрепление навыков счёта.
5. Формирование графического навыка.

1. Занятие начинается с представления героя.

Нет друга на свете верней и надёжней.
Он будет твой дом всегда охранять.
И пусть внешний вид у него не всегда пригожий
Всё ж он будет тебя всегда выручать.
Ведь это весёлый, смешной ребёнок,
Добрый, ворчливый Кузя -…..(домовёнок).

Маленький домовёнок живёт обязательно в доме, где живут люди. Он жил в квартире девочки Наташи. Сегодня он тебе расскажет много интересного про дома и про то, что должно быть в любом доме.

2. Ты, конечно знаешь, что в каждом доме есть…. ЕЕЬБМЛ (мебель).
Отгадай загадки и соедини картинки с отгадками.

На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(кресло)

Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый … (шкаф)

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит,
А другим сидеть велит.
(стул)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я...
(табуретка)

Четыре ножки,
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок -
Перинка для Иринки.
(кровать)

У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(письменный стол)

Какую мебель ещё ты бы поставил в домике Кузи? Опиши ей внешний вид.

3. Подбор антонимов (слова, противоположные по смыслу), синонимов (слова одинаковые по смыслу) к словам.

Подбери подходящие противоположные по смыслу слова для мебели из домика Кузи.


Кровать большая, а табуретка - … (маленькая).
Стол белый, а стул - … (чёрный).
Шкаф широкий, а полка -… (узкая).
Кресло мягкое, а табуретка- … (жёсткая).
Стол чистый, а стул –… (грязный).

Постарайся описать разными словами красный цвет стула (алый, малиновый, цвет как у мака, багряный, ярко-вишнёвыйи т.д.)

Можно выбрать любой цвет, помогайте ребёнку фантазировать, если он затрудняется подобрать нужное слово, помогите ему методом сравнения. Например, жёлтый – золотой (цвет как у золота), коричневый – щоколадный (цвет как у шоколадки) и т.д.

4. Название каких предметов мебели в домике Кузи отличаются только одним звуком? (стул,стол).
Выполни звуковой анализ этих слов. (см. памятку занятие №2 )

5. Назови предметы, нарисованные на картинке ласково- уменьшительными словами (как будто все они маленькие).
Прислушайся внимательно: диванчик, стульчик, шкафчик, креслице. Какие три слова звучат похоже, а какое звучит иначе? (креслице). Вычеркни предмет, название которого звучит иначе.

6. Послушай (прочитай) рассказ и перескажи его близко к тексту.

Саша был трусом.
Была гроза и гром.
Саша залез в шкаф.
Там было темно и душно.
Саша не слышал, как прошла ли гроза.
Сиди Саша долго в шкафу за то, что ты трус.
(По Л. Толстому)

7. А в таких домиках живут друзья домовёнка Кузи – гномики. Сравни рисунки, найди пять отличий.

Легче это сделать, если раскрашивать поочерёдно одинаковые элементы в рисунках.

8. Домовёнок Кузя предлагает тебе поиграть в конструктора и построить домик (нарисовать) из данных элементов.

Какие фигуры тебе известны?

Посчитай на сколько частей разделены двери, окно? (4).

Какие предметы мебели имеют по 4 ножки? (стул,стол,диван,кровать,шкаф,табуретка).

9. Кузя очень любит красивые домики, поэтому украшает их узорами. Дорисуй узор, раскрась его. Придумай свой узор.

Https://accounts.google.com

Подготовка к школе, занятия для детей на развитие физических, умственных и творческих способностей – вопрос, который интересует практически всех родителей. С какими знаниями ребенок должен отправляться в школу? Что должен уметь?

Занятия для подготовки к школе: их важность, полезные упражнения

Многие родители заблуждаются, наивно полагая, что подготовка к школе, занятия для дошкольников заключаются исключительно в развитии моторики, разучивании звуков и букв, обучении счету до 10. На самом деле занятия для подготовки детей к школе преследуют цель гораздо серьезнее: ребенку дошкольного возраста нужно развивать интеллект в целом, а это и мышление, и память, и восприятие, и воображение, и речь. Проще всего делать это в игровой форме – так дошкольник легче воспринимает информацию, лучше ее запоминает, качественней анализирует. И чтобы подготовка к школе принесла свои плоды, заниматься рекомендуется с каждым малышом индивидуально, а какие приемы и упражнения использовать, рассмотрим в этой статье.

Что должен уметь шестилетний ребенок?

Прежде чем отправить ребенка в школу, нужно оценить его знания. В общем дети 6-7 лет должны:

  • называть собственные ФИО, домашний адрес и телефон, знать ФИО родителей, их место работы;
  • называть город, в котором живет, знать название других стран;
  • различать животных (домашних и диких), выговаривать их названия, делить на категории (голубь – птица, окунь – рыба). Различать распространенные овощи, фрукты, деревья и другие растения;
  • знать последовательность времен года и суток, сколько месяцев содержит год, сколько дней в месяце, неделе;
  • называть дни недели по порядку.

Дошкольники должны иметь представление о самых распространенных профессиях, должны различать некоторые виды цветов, знать основные геометрические фигуры, некоторые виды спорта, главные правила дорожного движения. Кроме того, малыш должен постигнуть азы чтения, письма, математических знаний. Многовато для шестилетнего ребенка? Действительно, не мало. Но с этими знаниями ребенку будет легче вникать в школьный материал. И главная задача родителей – посодействовать своему чаду в развитии этих навыков.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Совсем недавно главным критерием хорошей подготовки к школе считали умственное развитие дошкольника – знает элементарную теорию, значит, к школе готов. Но сегодня учитывается еще и психологическая готовность. И здесь важно обращать внимание на такие критерии:

  1. Интеллект. Определяется готовность мышления, восприятия, воображения и памяти. Если эти психические функции в норме, то двери школы для малыша открыты. Проверка проводится по таким упражнениям: например, из 10 слов, которые услышал ребенок, он должен запомнить 3-5 слов, уметь ориентироваться в пространстве (искать «сокровища» по нарисованной схеме комнаты), объединять предметы по схожим признакам в одну группу.
  2. Социализация. Важно, чтобы ребенок умел общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми, умел налаживать с ними отношения. Чтобы адаптация в новом коллективе прошла безболезненно, дошкольник должен уметь решать конфликты, идти на компромиссы, быть толерантным. Контроль собственного поведения, дисциплинированность, усидчивость, уважение, адекватная оценка собственных возможностей – все эти аспекты должны быть знакомы ребенку. Не менее важно уметь адекватно оценивать критику и признавать собственные ошибки. Если все это дошкольник умеет, значит, он готов к походу в первый класс.
  3. Личностная готовность. У ребенка в возрасте 6-7 лет появляется новая потребность – получать знания, стать школьником. Но мотивация может быть другой, более детской (например, теперь школьнику не придется спать в обед, он взрослеет, становится самостоятельным и независимым). Однако в приоритете положительный настрой на обучение, ассоциация школы с получением знаний, пониманием, зачем нужна учеба.

Важно правильно настроить ребенка психологически. Так, многие родители делают ошибку, запугивая свое чадо школой, мол, теперь времени на игры не будет хватать, он всегда будет делать домашние задания, да и двойки на него будут сыпаться, как снег на голову. Ребенок не должен бояться школы! Акцентируйте внимание на том, что малыш обретет новых друзей, научится многому, познает интересные факты, наберется знаний, которые ему обязательно пригодятся во взрослой жизни. Расскажите увлекательные истории из своей школьной жизни, расскажите о своих учителях, о предметах, которые нравились больше всего. Помните: в вашем рассказе должен быть исключительно позитив, негативные воспоминания дадут противоположный результат.

Однако и слишком идеализировать школьное обучение не стоит. Поведайте малышу, что даже в школе могут возникнуть проблемы с обучением, конфликтные ситуации, сложности в отношениях со сверстниками или учителями. Объясните, что учеба – процесс сложный, но необходимый. И если у ребенка возникнут какие-нибудь проблемы в школе, сделайте так, чтобы он пришел к вам за советом или помощью. Следите за собственным настроем. Ребенок должен видеть, что его обучение для вас так же важно, как и для него самого.

Какие занятия помогут ребенку подготовиться к школе?

Занятий для успешной подготовки к школе существует огромное количество. Для этого издаются специальные учебные пособия, журналы, настольные игры, развивающие игрушки. В интернете тоже можно найти не менее 30 занятий для успешной подготовки к школе на одном сайте, что очень удобно для родителей и детей. Однако нужно помнить, что каждое развивающее занятие следует сначала проверить самостоятельно, и только потом разрешать ребёнку использовать его. В идеале упражнения ребенок должен выполнять вместе с родителем.

Все занятия и игры направлены на развитие памяти, мышления, логики, слуха, воображения, восприятия и т.д. Наиболее простыми, но не менее эффективными, считают следующие игры (их без труда можно проводить в домашних условиях, как дополнения к занятиям в детском саду):

  1. «Опиши картинку» - игра на развитие речи, мышления, воображения. Ребенку показывают картинку с определенным сюжетом. Дошкольник должен описать, что происходит, по его мнению, на картинке связными предложениями, обдуманно. Он может давать имена персонажам, додумывать сюжет самостоятельно. Взрослые должны следить за правильностью произношения слов, построения предложений.
  2. «Поймай звук» - развитие фонематического слуха. Взрослый называет звук, который ребенок должен услышать в словах, которые будут звучать дальше. Затем взрослый называет слова, а ребенок, хлопком в ладоши, определяет, есть ли этот звук в сказанных словах. Если такого звука нет, дошкольник в ладоши не хлопает.
  3. «Что лишнее?» - развитие логического мышления. Ребенку нужно предложить 4-5 картинок, среди которых одна – лишняя (например, все карточки зеленого цвета, а одна – желтого, на всех карточках изображены ягоды, а на одной – овощ). Ребенок должен определить лишний предмет и объяснить, почему он выбрал именно его.
  4. «Что (кто) куда?» - упражнение на логическое мышление. В этой игре ребенок должен определить, к каким категориям относятся предметы и распределить их правильно. Например, ягоды – к ягодам, птицы – к птицам, животные – к животным, кухонная утварь – к кухонной утвари и т.д.
  5. «Запомни картинки» - развитие зрительной памяти. Предложите ребенку рассмотреть 10 картинок, дайте немного времени, чтобы он запомнил изображенные предметы. Затем уберите картинки и спросите, что он видел на картинках. Дошкольник должен вспомнить не менее 6 изображений.
  6. «Нарисуй картинку» - развитие зрительной памяти. Ребенку нужно показать 16 схематических рисунков, например, изображения флага, мяча, дерева, солнца и т.д. Через 30-60 секунд картинки убирают в сторону, а ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать те картинки, которые он запомнил.
  7. «Дорисуй картинку» - развитие навыков письма, мышления. Ребенку предлагают картинку, часть которой нарисована обычной линией, а часть – пунктирной. Задача – дорисовать по пунктиру рисунок, разрисовать его на свое усмотрение.
  8. «Найди букву» - игра на внимание, разучивание букв, развитие моторики. Ребенку предлагают рассмотреть картинку, на которой замаскированы буквы. Задача – найти спрятанные буквы и разукрасить их в определенные цвета (например, буква «А» - красный, буква «З» - желтый, буква «Н» - зеленый и т.д.).
  9. «Сочини сказку» - развитие воображения, речи, внимания. Ребенку показывают изображение, по которому нужно сочинить забавную историю. Второй вариант – взрослый дает определенный сюжет, а ребенок должен раскрыть его на свое усмотрение.
  10. «Ассоциации». Игра в ассоциации развивает сразу несколько групп психической деятельности: здесь и развитие воображения, и мышления, и логики, и памяти. Например, вариантом игры может быть следующая задача: на одной партии картинок изображены геометрические фигуры. На другой – предметы. Ребенок должен определить, какие предметы похожи на ту или иную фигуру.

В любой игре должны использоваться наглядные пособия, раздаточный материал – это поможет ребенку лучше воспринимать информацию и запоминать ее. Картинки, игрушки и прочие предметы для развития способностей дошкольника должны быть яркими, интересными.

Родители должны уяснить для себя, что подготавливать свое чадо нужно заранее, а не перед самой школой. В первую очередь присмотрите подходящее учебное заведение: какие там учителя и дети, обстановка в самом заведении, отношение педагогического коллектива к детям и школьников к сверстникам. Следует также учитывать, насколько далеко располагается здание школы.

Домашние подготовительные занятия должны проводиться системно, по определенному плану. Когда вы начнете обустраивать ребенку место для занятий, позвольте своему чаду принять участие в этом деле: канцелярию, портфель и прочие мелочи ребенок может выбрать на свое усмотрение – это подстегнет его желание заниматься лучше.

И главное, во время занятий будьте спокойными, терпеливыми. Постарайтесь понять, что ребенку тяжело справляться с новой информацией, но он старается. И если даже у него не все получается с первого раза, ругать его не стоит: возможно, малыш еще не готов воспринять эту информацию. Упростите задачу, постепенно повышая нагрузку. И тогда ваш ребенок пойдет в первый класс с хорошим начальным багажом знаний.

Подготовка дошкольников к школе - это очень ответственный процесс. От того, как вы это сделаете, будет зависеть успеваемость вашего ребенка, старательность и другие важные моменты. Если раньше к первоклассникам не предъявляли серьезных требований, то сейчас взгляды кардинально поменялись. Таким образом, если ваш ребенок пришел в школу без начальной базы знаний, ему как минимум будет трудно успевать за остальными. Ну и все вытекающие отсюда последствия не заставят себя ждать. Возникнут трудности в общении с коллективом, комплексы и так далее.

Так что качественная подготовка дошкольника к школе - залог будущего успеха вашего ребенка. С чего начать и на что обратить внимание? Какие задания подойдут для развития памяти, математического мышления, письма, воображения? Попробуем разобраться.

Что должен уметь ребенок при поступлении в первый класс

Прежде чем начать подготовку дошкольников к обучению в школе, нужно ознакомиться с тем, что должен знать ваш ребенок. В 6-7 лет ребенок четко должен знать следующие вещи:

  1. Фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, близких родственников (бабушки, дедушки, сестры, брата, тети и так далее).
  2. Страну, город, улицу, дом, где он живет.
  3. Время суток, последовательность месяцев в году, количество дней и недель в месяце, названия дней недели.
  4. Основные названия животных, рыб, птиц, растений и т. д.
  5. Основные правила дорожного движения.
  6. Основные праздники и государственные символы.
  7. Основные цвета спектра.
  8. Где «право-лево».
  9. Рассказать о своих любимых занятиях.

Определенные навыки и знания должны быть у ребенка в интеллектуальном направлении. Так, ребенок должен уметь отгадывать загадки и ребусы, решать несложные задачи, находить отличия, раскладывать картинки, собирать пазлы, конструировать простые вещи.

Речевое развитие ребенка в таком возрасте предполагает, что он сможет рассказать сказку или стихотворение наизусть, пересказать или составить рассказ по картинке. Начинать эти упражнения лучше с маленьких интересных текстов. Потом только можно перейти на более длинные. Все должно быть постепенно. Эти знания впоследствии помогут школьнику хорошо писать изложения, пересказывать тексты, учить стихи наизусть.

В 6-7 лет будущий школьник должен знать основы математики, считать от одного до десяти и обратно, увеличивать количество на 1 или 2. Ориентироваться в названиях основных геометрических фигур, уметь делать простые аппликации из бумаги и ткани, природных материалов. Иметь представление о понятиях длины, ширины и высоты фигур.

Что касается чтения, здесь вашему ребенку нужно уметь делить слова на слоги, отличать гласные и согласные звуки. Читать небольшие предложения.

Не забудьте научить ребенка правильно держать ручку и карандаш, рисовать различные линии, штриховать рисунок, рисовать по клеточкам и точкам. В этом помогут слуховые диктанты, когда при рисовании по клеточкам постепенно получается какой-то рисунок.

Если ребенку уже исполнилось 6, в некоторые школы его могут принять без беседы с психологом и учителем начальных классов, если же вы хотите отдать в первый класс пятилетку, нужно быть готовыми к тому, что специальная комиссия преподавателей протестирует ребенка на готовность к обучению. Будущего первоклашку попросят отгадать несколько загадок, рассказать какой-нибудь стих (или спросят, какие стихи он читал сам или вместе с родителями), посчитать до десяти, решить ребусы. В гимназиях и лицеях для всех первоклашек проводят экзамен, в том числе и психологический тест на готовность к школе.

ФГОС

Аббревиатура ФГОС обозначает Федеральный государственный стандарт образования. Проще говоря, это документ, который составляется для того, чтобы обозначить основные требования к процессу образования, направленные на достижение определенных результатов в образовании. Указанные стандарты применяются к в школах, средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях.

На основании федерального государственного стандарта разрабатываются все учебные программы, как для первоклашек, так и для студентов последних курсов высших учебных заведений.

Три составляющих, как правило, есть в стандартах образования:

  1. Требования к образовательной программе. Их должны учитывать работники сферы образования при составлении учебных планов.
  2. Реализация составленной программы. Предполагает материально-техническое, финансовое обеспечение, а также работу с коллективом, в том числе с родителями.
  3. Результаты учебного процесса - то, что должны научиться делать дети в результате освоения программы.

ФГОС для дошкольников

Остановимся на основных моментах ФГОС для первоклашек. Что же предполагает ФГОС для дошкольника по подготовке к школе? Основная цель системы дошкольного воспитания предполагает воспитание гармоничной личности, которая будет готова к школьной, а впоследствии и к самостоятельной, взрослой жизни. Ребенок психологически должен быть подготовлен к дальнейшему учебному процессу и нахождению в коллективе школы.

Официальная программа подготовки к школе дошкольников по ФГОС выделяет пять направлений:

  1. Физическое. Предусматривает всестороннюю деятельность по физическому развитию дошкольника, сюда входят водные процедуры, спортивные соревнования, оздоровительные процедуры.
  2. Художественно-эстетическое. Предполагает развитие индивидуальных творческих способностей, знакомство с историей, культурой, музыкой.
  3. Социально-психологическое направление нужно для того, чтобы адаптировать ребенка к коллективу, научить взаимодействовать со сверстниками.
  4. Речевое поведение. Основы этого направления разрабатываются для каждой возрастной категории отдельно.
  5. Познавательное. Разрабатывает интерес ребенка к окружающему миру, обществу, в котором он живет.

Чтобы полготовить дошкольника к обучению самостоятельно, желательно придерживаться этих стандартов, направлений. Тогда развитие ребенка будет гармоничным.

Подготовка дошкольника к школе

Чтобы подготовить ребенка к школе самостоятельно, нужно знать, как это делают специалисты, и подумать, от чего отталкиваться. Рассмотрим на примере одной из рабочих программ подготовки к школе дошкольников. Направления подготовки:

  • развитие умственных способностей, внимания и памяти;
  • развитие правильной речи;
  • социально-психологическая подготовка;
  • овладение основными знаниями по математике и грамоте.

Для развития правильной речи программа для дошкольников по подготовке к школе предполагает для прочтения стихи поэтов русских и зарубежных, беседы на тему прочитанного, разучивание наизусть и выразительное чтение, чтение по ролям. Это может стать интересным развлечением для всей семьи, ведь можно не просто читать сказки, а делать целое представление. Например, достаточно сделать пальчиковые куклы из бумаги, подготовить текст для всех участников представления, собрать зрителей и начинать спектакль.

Подготовка дошкольника по письму - это процесс длительный. Это связано с тем, что для обеспечения процесса письма у ребенка должны быть хорошо развиты: мелкая моторика, двигательный аппарат, координация движений, воображение, мышление. Поэтому подготовка дошкольника по письму включает не только развитие навыков написания, но и следующие упражнения:

  • речевые игры - «Угадай слово», «Продолжи рассказ», «Составь загадку», Назови звук» и так далее;
  • конструирование или составление из различных элементов букв;
  • ориентировочные действия, или обведение контуров предмета, штриховка и так далее.

Для развития математических способностей нужно научить дошкольника действительно многим вещам. Для развития внимания ребенку можно предложить лабиринты, сравнение фигур по цвету, размеру и другим характеристикам.

Для развития воображения помогут упражнения, направленные то, чтобы составить фигуры из частей или разделить фигуры на части. Еще можно придумывать историю по картинкам или самим разрабатывать поделки.

Для развития памяти помогут зрительные и слуховые диктанты.

Развитие речи дошкольника

Подготовка дошкольников к школе по развитию речи очень важна. От этого будет зависеть, как ребенок овладеет письменной речью. Какие упражнения помогут для развития речи?

  1. Задание собрать портфель, но с определенными условиями. Если вещь нужна в портфеле, предложите ребенку похлопать, если нет - потопать. Можно найти стихотворения на такую тему, тогда ребенку легче будет воспринимать игру.
  2. Предложите ребенку продолжить ваши фразы и назвать определенные предметы. Например, вы говорите, «Я назову пять овощей…», а ребенок продолжает и называет, или «Я назову пять домашних животных…» и так далее.
  3. Назовите ребенку слова с пропущенным звуком, он должен отгадать, какого звука не хватает.
  4. Поупражняйтесь с антонимами. Сделать это можно следующим образом: вы бросаете ребенку мяч и говорите: «Теплый», он в ответ должен бросить мяч вам и сказать: «Холодный».

Можно в Сети найти курс "Подготовка к школе" - занятия для дошкольников, распечатать и делать вместе с ребенком.

Обучение навыкам письма дошкольников

Процесс обучения письму должен проходить параллельно с обучением чтению. Эти два направления идут паралельно, иначе толку не будет совершенно. Работать по обучению навыкам письма нужно в следующих направлениях:

  • гимнастика пальцев рук;
  • правильная ориентация на листах бумаги;
  • развитие мелкой моторики.

В первом направлении можно применить пальчиковые игры, вырезание ножницами, рисование и раскрашивание. Во втором направлении нужны задания с выполнением штриховки на нелинованной и линованной бумаге, задания с написанием различных элементов. Такие задания для дошкольников по подготовке к школе

Обучение дошкольника основам математики

Математика - еще один важный предмет. Некоторые дети расположены к математике, другие больше любят гуматнитарные науки. При подготовке к школе занятия для дошкольников по математике могут быть следующими:

  1. Четырехугольники. Изобразите на листе бумаги многоугольники, из них предложите ребенку выбрать четырехугольники.
  2. Цифры. Нужно подготовить карточки с цифрами. Затем покажите ребенку цифры, две или три, смешайте их с остальными и попросите найти.

Можно такие задания для дошкольников по подготовке к школе распечатать на бумаге и использовать при необходимости.

Занятия для общего развития дошкольника

Общее развитие тоже важно. Для подготовки к школе занятия для дошкольников для общего развития играют важную роль:

  1. Аппликации. Помогите ребенку сделать аппликацию. Для таких занятий можно использовать все, что угодно: листья, крупы, макароны, цветную бумагу, картон и так далее.
  2. Для развития моторики подойдет упражнение со снежинками. Вырезайте вместе с ребенком различные узоры для снежинок.
  3. Лепка из пластилина - отличный вариант для занятий. Лепить можно фрукты, овощи, фигурки животных.

Можно развивать познавательные способности и во время обычной прогулки. В соответствующее время года объясняйте ребенку простыми словами, почему падают листья, почему они желтые, что такое дождь, снег, почему летом тепло, а зимой холодно. Можно говорить о животных и растениях, природных явлениях, других городах и странах (в сравнении с нашими климатическими условиями).

Физическая подготовка

Не стоит перегружать ребенка только выполнением заданий и упражнений. Находите время для активного отдыха или занятий физическими упражнениями. Так, можно ежедневно заниматься с ребенком зарядкой. Хорошо, если это будет на свежем воздухе. Можно отдать ребенка в секцию плавания, борьбы, танцев или на любой другой спорт.

Между выполнением упражнений обязательно делайте физминутки. Хорошее здоровье - один из основных залогов успеха вашего ребенка в обучении. В перерывах между письмом достаточно встать, понаклоняться несколько раз, размять пальчики и кисти рук, постоять на носочках.

Подготовка детей дошкольников к школе - это важный процесс. Заниматься с ребенком нужно последовательно. За месяц или два сумбурной работы не получится сделать вундеркинда.

Главное заключается не в том, чтобы дошкольник научился красиво писать, грамотно читать и решать задачи по математике. Намного важнее, чтобы будущий первоклассник научился размышлять, сравнивать, делать выводы. Занятия должны быть регулярными. Уроки нужно делать не только полезными, постарайтесь сделать так, чтобы они нравились ребенку. Занятие должно быть не больше 15-20 минут.

Обязательно верьте в успехи вашего ребенка, хвалите его за любые, даже незначительные достижения.

Сложность заданий увеличивайте постепенно. Обратите внимание на то, чтобы предыдущий материал был хорошо усвоен. Сначала учите писать печатные буквы, потом прописные. Поиграйте с ребенком в школу. Например, вы - учитель, он - ученик, и наоборот.

Объясните ребенку, что значит дисциплина. Научите доводить дело до конца и правильно отстаивать свое мнение. Чаще беседуйте, читайте, общайтесь.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта:

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)


4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию:

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Что еще почитать