Проект по озеленению территории школы. Озеленение школьных территорий

Маленьких Кристина

Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор - это лицо школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Школьная научно-практическая конференция

Благоустройство территории

школы.

Работу выполнила

Маленьких Кристина, обучающаяся

9 б класса МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Руководитель:

Маленьких Александр Геннадьевич, учитель технологии, черчения

2012 год

Исследовательская работа

Маленьких Кристина

Иркутская область, Усть - Удинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

Аннотация

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор - это лицо школы». Из этого мы сделали вывод, что вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты.

Работая над проектом мы надеемся улучшить внешний вид приусадебного участка, что способствует усилению интереса жителей села к школьной жизни. Это первая причина, по которой мы выбрали именно эту тему. Во-вторых, оригинальное оформление пришкольного участка будет поднимать настроение учащимся, учителям и работникам школы, что, по-нашему мнению, должно улучшить качество обучения, ведь от того, с каким настроением приходят в школу взрослые и дети, зависит, как они будут работать. И, наконец, в-третьих, работая над проектом, мы надеемся узнать много интересного и полезного, что может пригодиться нам в дальнейшем для успешной социализации в обществе.

Школа это наш общий дом, ведь большую часть времени мы проводим именно в школе, которую мы любим и хотим видеть её красивой не только изнутри, но и снаружи.

Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали каким образом можно сдвинуть с мертвой точки эту проблему. Наметили для себя программу действия.

2. Реконструкция спортивной площадки – 1 - 2 года.

Исследовательская работа

«Благоустройство школьной территори»

Маленьких Кристина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

План исследования

Проблемы, которые мы увидели во время исследования проекта:

1. Школьный двор находится в неудовлетворительном состоянии.

2. Цветник практически не оформлен.

3. Спортивная площадка в плачевном состоянии.

Цели проекта - организация и проведение мероприятий по благоустройству территории двора в целях эстетического и практического вида фасада школы. Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Задачи проекта:

  • Формирование у детей активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.
  • Привлечение молодежи к участию в трудовой деятельности.
  • Сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции.
  • Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
  • Привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов.
  • Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
  • Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию.

Исследовательская работа

«Благоустройство территории школы»

Маленьких Кристина

Иркутская область, Усть-Удинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

Научная статья

Спортивная площадка

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается негативная тенденция снижения уровня здоровья детей, подростков и молодежи.

Усиление внимания к физической культуре школьников благоприятно сказывается не только на физическом, но и социальном здоровье подрастающего поколения: улучшается состояние здоровья, снижается уровень утомляемости и усталости, увеличивается возможность профессионального роста. Физическая культура имеет то значение, что двигательные потребности превратились в необходимость, активизирующую многие другие жизненно важные потребности учащихся. Здесь, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработки на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей. А, как известно, именно социальные потребности людей, в конечном счете, определяют тот или иной образ жизни.

Добиться решающего перелома в этом плане не позволяет слабая материальная обеспеченность спортивным оборудованием нашей школы.

Реконструкция спортивной площадки станет хорошим звеном в достижении спортивных результатов, обеспечит возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, даст возможность школьникам, молодежи реализовать свои потребности в занятиях любимым видом спорта в любое время года.

Посоветовавшись с учителями физкультуры, и исходя из территории, мы учли минимальное количество необходимых спортивных сооружений для проведения уроков физкультуры и внеклассных спортивных занятий, а так же для организации досуга учащихся школы. Комплексная спортивная площадка должна включать в себя следующие компоненты:

  • волейбольная площадка;
  • полоса препятствий;
  • гимнастический городок;
  • баскетбольная площадка;
  • футбольное поле

Дизайн пришкольной территории

На первом этапе работ по озеленению школьной территории:

1. Изучаем места для расположения цветников

2. Изучаем также уровень освещённости

3. Делаем необходимые замеры

Учитывая специфику объекта, в целях развития у учащихся эстетического восприятия природы, применения на практике полученных знаний по биологии, географии и другим предметам, при проектировании ландшафтного дизайна школьной территории создать цветники.

Создавая цветочные композиции, следует стремиться к тому чтобы растения цвели все теплое время года.

Для этого нужно сочетать растения с разным периодом цветения, которые будут сменять друг друга, или засеять цветник долго цветущими растениями.

Для цветника подбираются растения с приблизительно одинаковыми требованиями к почвенным условиям, условиям увлажнения и освещённости.

Аккуратный законченный вид цветнику придают хорошо обозначенные, даже подчеркнутые границы. Для этого могут быть использованы самые разные приёмы и материалы.

Традиционно по краям выкладывают некрупные природные камни, выставляют специально предназначенные для цветников низкие, каменные, керамические, деревянные или пластмассовые бордюры, стеклянные бутылки или просто пластиковые ленты.

Неплохо выглядит отсыпка по краю узкой полосы цветного гравия (лучше смотрится речная или мелкая морская галька, хуже – дроблёный известняк или гранит). Можно просто ровно обрезать края дёрна.

Подготовка к реализации проекта озеленения территории предусматривает конкурсы среди учащихся школы на лучшую клумбу и лучшую декоративную поделку для украшения сада, изготовление садовых украшений, создание плана оформления цветника, сбор семян и посадочного материала у населения, выращивание рассады.

Реализация проекта озеленения: создание клумб и бордюров, высадка семян и рассады цветов, пересадка многолетних растений, размещение на территории участка садовых украшений, уход за цветами в течение лета.

Проект по декорированному оформлению цветника экономически выгоден, поскольку для его реализации необходимы минимальные затраты.

Исследовательская работа

«Благоустройство территории школы»

Маленьких Кристина

Иркутская область, Усть-Удинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков нашей школы. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Мы выбрали эту проблему потому, что:

Школьный двор находится в неудовлетворительном состоянии;

Пришкольный участок недостаточно озеленен;

На пришкольном участке отсутствует игровая зона;

Не на должном уровне оформлена спортивная площадка;

Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность.

Так родился проект по благоустройству пришкольной территории.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной.

Одним из негативных факторов являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям.

Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность, загазованность воздушной среды, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего, для успешной социализации в обществе. Проект служит для решения этой задачи.

Особенности цветочных растений

Нужно продумать, как с разных точек будет восприниматься цветник. Некоторые цветочные композиции устраиваются в вертикальной плоскости. Расстояние от дорожки до цветника должно быть в два раза больше высоты самого крупного растения. Другие композиции устраиваются в горизонтальной плоскости. Здесь наиболее эффектные растения следует высаживать на расстоянии от 50-60 до 250 см от точки восприятия.

Создавая цветочные композиции, следует стремиться к тому, чтобы растения цвели все теплое время года. Для этого можно сочетать растения с разным периодом цветения, которые будут сменять друг друга, или засеять цветник долгоцветущими растениями.

Наиболее важная информация о биологических особенностях растений, которые собираемся использовать: отношение к свету и влаге, продолжительность жизни, время цветения и сохранения зеленых частей растения (продолжительность вегетации), максимальные размеры во взрослом состоянии, биологическая совместимость с другими растениями, скорость разрастания -избегать использования агрессивных растений, особенно в относительно небольших цветниках. В любом случае для цветника подбираются растения с приблизительно одинаковыми требованиями к почвенным условиям, условиям увлажнения и освещения.

Правила организации цветника. На дальнем плане высаживаются высокие растения, на переднем – более низкие. Хороший цветник должен иметь не менее трех условных рядов и трех уровней. Самые высокие и крупные растения высаживают в две неодинаковые группы по диагонали цветника у противоположных его краев. Оставшееся свободное пространство на переднем плане заполняется низкорослыми или почвопокровными растениями, на заднем – более высокорослыми, образующими фон. Ранневесенние многолетники высаживают так, чтобы летом их не было видно за другими, более поздно отрастающими цветами. На место отцветших луковичных можно высадить рассаду летников.

Разбивка цветника на местности. Разбивка цветника на местности начинается с обозначения его границ. Для этого по контуру цветника забиваются колышки, и на них натягивается шнур, дерн внутри контура снимают, выбирают оставшиеся корни. Почву перекапывают примерно на 30 см, крупные комья измельчают.

Если почва тяжелая глинистая в нее добавляют компост или хороший перегной, песок, торф, немного золы или костной муки; если почва песчаная или супесчаная - необходимо добавить торф, компост и, по необходимости, суглинок. Из почвенной смеси формируют земляную подушку, возвышающуюся над уровнем дерна на 10 см (своеобразная грядка). Грунтовая смесь выравнивается и утрамбовывается.

После того как почвенная подушка сформирована, переходят к разбивке посадок. Острым колышком на поверхности цветника намечаются границы размещения той или иной культуры, переходы между которыми должны быть плавными.

Границы. Аккуратный, законченный вид цветнику придают хорошо обозначенные, даже подчеркнутые границы. Для этого могут быть использованы самые разные приемы и материалы. Традиционно по краю выкладывают некрупные природные камни, выставляют специально предназначенные для цветников низкие каменные, керамические, деревянные или пластмассовые бордюры или просто пластиковые ленты. Неплохо выглядит отсыпка по краю узкой полосы цветного песка или гравия (лучше смотрится речная или мелкая морская галька, хуже – дробленый известняк или гранит).

Весенние работы на пришкольном участке независимо от того, самостоятельно или с помощью специалистов мы собираемся устраивать цветники, нужно знать некоторые правила: участок, отведенный под цветники, следует тщательно очистить от мусора. Никаких захоронений; до обработки участка выкорчевать ненужные деревья и кустарники, вылечить те, что останутся, заправить органическими и минеральными удобрениями приствольные

Текущий уход. Цветники обязательно поливают. В необходимости увлажнения можно убедиться, попробовав землю совком. Если на глубине 5 см почва сухая, она нуждается в поливе. Осенью убирают попавшую на цветник листву. Растения, чувствительные к пониженным температурам, на зиму укрывают теплоизолирующим материалом.

Диагностический опрос среди учащихся школы

  1. Считаете ли вы, что реконструкция спортивной площадки необходима?

Да - 91%

Нет – 0%

Не знаю – 9%

  1. Согласны ли вы, что реконструкция спортивной площадки поможет укрепить ваше здоровье?

Да – 72%

Нет – 8%

Не знаю – 20%

  1. Хотели бы вы преобразить школьный двор?

Да – 79%

Нет – 8%

Не знаю – 13%

  1. Хотели бы вы участвовать в преобразовании школьного двора?

Да – 50%

Нет – 21%

Не знаю – 29%

Анкетирование учащихся показало, что большинство школьников считает необходимым реконструкцию школьной спортивной площадки на территории школы. Также больше половины учащихся согласны с тем, что спортивная площадка поможет укрепить их здоровье. Более семидесяти процентов школьников хотели бы преобразить пришкольную территорию и около пятидесяти процентов учащихся хотели бы непосредственно в этом участвовать.

Выводы

Предложив идею по благоустройству школьной территории, мы стремимся призвать администрацию школы, совместно с учащимися и учителями воплотить в жизнь данный проект. Подсчитав примерную себестоимость проекта, для его реализации потребуется не менее 100 тысяч рублей. Стоимость спортивной площадки составляет в среднем от 60 до 80 тысяч рублей, а на дизайн пришкольной территории как выше было сказано требуются минимальные материальные затраты. Так как планируется создать на территории клумбы и цветники затраты будут направлены только на рассаду и семена, а оформление может быть сделано из природных материалов.

Цель проекта Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки и создание условий для отдыха и игры учащимся начальной школы.

Задачи проекта - привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы. - формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

Формировать у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе; - привлечение педагогов, учащихся школы и родителей к вопросам улучшения эстетического оформления школы. - обучение учащихся практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

Гипотеза Ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное своими руками, поможет учащимся нашей школы работа по благоустройству территории пришкольного участка.

Считаете ли вы, что реконструкция школьной спортивной площадки необходима?

Согласны ли вы, что спортивная площадка поможет укрепить ваше здоровье?

Хотели бы преобразить школьный двор?

Хотели бы вы участвовать в преобразовании школьной территории?

План школы

Спасибо за внимание!

ПРОЕКТ

озеленения и благоустройства школьной территории

Моя малая родина

За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица.

Одним из таких проектов является благоустройство школьной территории «Моя малая родина», созданный в нашей школе самими учениками и их учителями. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в таком проекте, поэтому при его создании учащиеся и учителя проявили всю свою выдумку, фантазию и оригинальность мышления. Работа по такому проекту коснулась не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территории (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). В процессе работы над проектом мы поняли, что благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения.

Основная цель проекта благоустройства нашей школьной территории – это разделение участка на определенные зоны и создание определенных границ. Визуально это стало заметно, потому что мы придали им очертания с помощью дизайнерских решений. Например, школьную пристройку и учебно-опытный участок мы разделили с помощью дорожки из поребрика и гранотсева.

Теперь на школьном дворе много лавочек, его территорию украшают красивые клумбы. А на одной из зон расположилась экологическая тропа с множеством видов лекарственных растений.

Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол, шведских стенок) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. В планах реализации данного проекта нам предстоит благоустроить спортивную площадку, создать на территории школы игровые зоны, являющиеся местом отдыха и развлечения. На таких участках планируется установить беседки, горки, лабиринты.

Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приведёт к тому, что школа станет современным и привлекательным учебным заведением. Уход за школьной территорией требует постоянного внимания и аккуратности, поэтому коллектив школы приложит все усилия к тому, чтобы сохранить всю красоту, которую создавали сами.

Выбор и обоснование темы проекта

Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, здесь расположены здание школьной газовой котельной, склад, колонка. К школе примыкает пришкольный участок. В детском саду «Тюльпан» с торца находится школьная столовая. Поэтому зонирование территории и разграничение зон, благоустройство этих зон становится особенно актуальным. Фасадная часть школы выходит на площадку.

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа. В ней участвуют ученики 1-9 классов.

Первый этап – февраль-март:

*учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории,

озеленения и рационального использования пришкольного участка;

*проводится защита ученических проектов.

Второй этап – апрель –май:

*подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

*закладывание опытов.

Третий этап – июнь –август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

*опытническая работа;

*систематическая уборка урожая и его реализация.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*уборка урожая и его реализация; сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенняя посадка луковичных;

*подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;

*Праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного мате-

риала; награждение победителей.

Цели и задачи проекта:

    создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

    наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

    улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

    воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

    развитие исследовательской деятельности школьников;

    формирование навыков здорового образа жизни.

Каждый год школу подготавливают к новому учебному году. Летом 2010 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы, построили беседку, частично игровую площадку.

В 2010 – 11 уч. году планируется выделить несколько зон:

1-я зона – игровая

* эстетическое оформление школьного двора.
* игровая площадка для школьников для игры в волейбол, баскетбол.

2-я зона – цветочный уголок (двор школы);

3-я зона – зеленая зона (торец школы у детсада «Тюльпан»);

4-я зона – учебно-опытный (пришкольный участок).

Эскиз №1 Игровая «Озеленение и благоустройство зоны»

Эта площадка расположена с центрального входа в школу. По периметру площадки выбракованы и спилены старые деревья и кустарники.

В 2010 году, здесь планируется:

1.Обустройство игровой зоны: спортивной площадки и игровой площадки.

(Установка баскетбольных щитов, футбольных ворот, стоек для волейбольной сетки, покраска забора, разграничивающую игровую зону от учебно-опытного участка.)

2.Строительство малых форм: беседки, альпийской горки. 3.Посадка кустарников и деревьев по периметру школы вдоль забора (взамен выбракованных).

Ожидаемые результаты:

1.Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.

2.Появится возможность проведения уроков физкультуры на собственной спортивной площадке.

3.Будут созданы условия учащимся для проведения игр и отдыха.

Для осуществления данной части проекта потребуется посадочный материал:

деревья: клены (ясени, липы) – 10 штук;

декоративные кустарники: спирея японская или каменолистная, чубушник, снежноягодник (шиповник) – 50 шт.



Дизайнерское решение по оформлению беседки
.
Беседка – романтическое место для отдыха на участке. Царящая в ней атмосфера может удивительным образом преображаться. В кругу друзей здесь весело и шумно. В уединении, с книгой, - тихо и спокойно. Беседка – одно из самых популярных строений на участке. В ней приятно укрываться от солнца в знойный день, прятаться от дождя, наслаждаться особым, лирическим настроением природы. Беседка – место для игр детей. А на нашем школьном участке есть место, где можно установить беседку. Так было предложено несколько решений, а мы выбрали самый оптимальный, не дорогостоящий проект. «Зеленая» беседка, сплетенная из стволов ивы. Из беседки откроется красивая панорама, и сама она будет смотреться выигрышно, будет притягивать внимание.



Беседка становится основным декоративным и наиболее функциональным элементом на участке.


Покраска забора.

Эскиз №2 Цветочный уголок «Благоустройство зоны »

Дворовая часть школьной территории имеет площадь более 100 кв.м. Для создания уюта, улучшения экологической обстановки в школе здесь по периметру задней части здания будут устроены зоны с однолетними и многолетними яркими цветами.

Ожидаемые результаты:

1.Улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в школе и на прилегающей территории. Улучшится эстетический вид школьного двора.

2.Появится возможность проведения занятий по изучению фауны и флоры на уроках биологии.

Для выполнения этой части проекта потребуется посадочный и посевной материал:

анютины глазки (виола)- 4 пакета;

хоста- 1 пакет;

астра (низкорослые сорта «Малышка», «Карликовая Королевская») – 5 пакетов;

бархатцы (низкорослые махровые и немахровые сорта) – 5 пакетов;

гвоздика китайская, гвоздика турецкая – 2 пакета;

календула (низкорослые сорта) – 4 пакета;

настурция – 5 пакетов;

первоцвет (примула) – 2 пакета.


Эскиз №3 «Озеленение и благоустройство – зеленой зоны»

Зеленая зона у торца школы - место отдыха и игр ребят не только нашей школы, но и близлежащих улиц. Тополя у школы со стороны дет-сада «Тюлпан» посажены много лет назад, потеряли свой эстетический вид, утратили привлекательность, они затеняют окна школы, в результате чего нарушается световой режим в классах. Поэтому часть их мы вырубили, а на их месте весной и осенью 2010-11 годх планируем посадить декоративные кустарники. Откроется вид на здание школы, улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в классных комнатах.

Ожидаемые результаты выполнения проекта:

1.Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей.

2.Улучшение эстетического вида территории школы.

3.Использование кустарников и деревьев зеленой зоны в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края.

4.Устранение очага повышенной опасности для жизни и здоровья учащихся.

Для реализации проекта необходимы:

деревья декоративные:

липы, клены – 15 штук;

хвойные(сосна, лиственница) –5 штук;

кустарники декоративные:

снежноягодник- 20 штук;

спирея – 20 штук;

шиповник – 10 штук;

чубушник – 5 штук.

Эскиз №4 «Озеленение и благоустройство зоны – пришкольного участка»

Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практиических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.

Учебно-опытный участок школы площадью 19 соток представляет собой учасьток открытого грунта, разделенный на восемь секторов. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной, систематический, дендрарий и отдел начальной школы.

Планируем посадить дополнительные плодовые деревья и кустарники, разбить новые цветники и клумбы.

В 2010-11 году планируется:

1. Ремонт изгороди.

2.Освоение заброшенных и не используемых ранее земель.

3.Перепланировка участка.

4.Создание небольшого производственного отдела по выращиванию овощей для школьной столовой.

5.Посадка дополнительно деревьев и кустарников в дендрологическом отделе, плодовых деревьев и ягодных кустарников.

6.Разбивка цветников, цветника-аптеки.

Ожидаемые результаты:

1.Появится возможность использовать большие площади для организации отделов пришкольного участка.

2.Наиболее рациональное использование площадей участка.

3.Улучшится экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

4.Появится возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

5.Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени будут радовать глаз.

6.Охрана здоровья и жизни учащихся.

Для выполнения этой части проекта потребуется:

    для цветника-аптеки: шиповник – 10 шт.

бадан –1 пак.

девясил –1 пак.

молодило – 5 розеток

иссоп -2 пак.

тысячелистник-1 пак.

    для суперцветника, миксбордеров:

айва японская – 5 шт.

флокс метельчатый- 2 пак.

рудбекия – 2 пак.

аквилегия –2 пак.

астильба- 1 пак.

золотарник канадский – 1 пак.

купена – 2 пак.

ромашка садовая – 2 пак.

молодило – 5 розеток

настурция – 2 пак.

календула – 7 пак.

бальзамин – 2 пак.

душистый табак – 2 пак.

маттиола – 5 пак.

алиссум – 3 пак.

маргаритки – 3 пак.

ипомея - 4 пак.

подсолнух декоративный – 2 пак.

    дендрологический отдел:

лиственница – 5 шт.

Под пришкольный участок отводится довольно значительная площадь - до 1 -1,5 га. На участке должны быть предусмотрены спортивные площадки для подвижных игр, участок для опытной работы с овощами, зерновыми (техническими) и цветочными культурами. Нередко при школе закладывают плодовый сад. Небольшая территория должна быть отведена для хозяйственного двора. Вся остальная площадь отводится под озеленение.

При составлении проекта озеленения весь школьный участок должен выглядеть как единое целое. Проект планировки обычно составляется под руководством ландшафтного архитектора с учетом особенностей школьной жизни.

Поскольку существуют разные типовые проекты зданий средней школы, необходимо выбрать подходящий проект организации и озеленения пришкольного участка. В тех случаях, когда территория школы имеет некоторые отклонения от нормы в размере и конфигурации участка, руководству школы и учителю биологии приходится учитывать это при планировке школьного участка и распределении сил учащихся и учителей.

При составлении проекта озеленения желательно использовать различные виды художественного оформления - скульптуры, садовые скамейки, вазы-цветочницы, подпорные стенки, каменные лестницы и заборы, фонтаны и водоемы, которые сами по себе украшают озеленяемую территорию.

Следует помнить: излишне дробить озеленяемый участок множеством дорожек не следует. Дорожки должны быть функционально оправданы. Свободно растущие группы деревьев, кустарников и цветов сочетают со стрижеными рядами живой изгороди, оградой, дорожками и водоемами. Такое сочетание свободных и строгих форм позволяет найти интересное решение отдельных фрагментов участка и придать ему своеобразную красоту.

Размещать растения нужно в определенном порядке, чтобы присутствие их было архитектурно оправдано. Случайное размещение деревьев, кустарников и цветов нежелательно. При выборе растений необходимо представить, как они будут изменяться в процессе роста: деревья примут присущую им форму, а кустарники разрастутся в стороны.

С учетом этих особенностей необходимо размещать их в группах.

На пришкольном участке желательно использовать красиво цветущие растения и виды с декоративными плодами и листьями. При размещении растений необходимо учитывать их высоту, форму, Окраску цветков и листьев и время цветения, подбирая породы так, чтобы одни декоративные растения в течение сезона сменялись другими. Целесообразно использовать и некоторые плодовые породы (яблони Недзведского, Комсомолку, таежную сибирскую, сливолистную, груши - уссурийскую и др.), которые весной радуют своим обильным и красочным цветением, а осенью - яркими плодами.

Хвойные деревья декоративны круглый год. Они очень красивы у стен школы и в солитерной (одиночной) посадке на газоне. Ель, сосну целесообразно высаживать в ветрозащитные полосы с северной стороны участка.

Живой изгородью огораживают школу со стороны проезжей части улицы, а также хозяйственный двор, спортивные площадки и опытные участки. Красивые живые изгороди естественной формы получают из цветущих кустарников - сирени, чубушника (жасмина), шиповника, спиреи, жимолости, боярышника.

Не следует перегружать участки деревьями и кустарниками. Гораздо лучше, когда они просматриваются на зеленом фоне газона. Деревья размещают группами разной величины, кустарники - в виде опушек к деревьям, группами и единично.

Для вертикального оформления здания школы, заборов, беседок, пергол и арок используют различные декоративнолиственные и красиво цветущие вьющиеся и лазящие растения.

Цветники устраивают перед зданием школы, вдоль дорожек и в виде групп разного размера и формы на газоне. Если фасад школы обращен на север, то основную массу цветов размещают с южной стороны здания. В цветники из многолетников рекомендуется вводить небольшие группы красиво цветущих кустарников или стриженые садовые формы хвойных растений (пирамидальные, шаровидные, колонновидные).

Обычно участки школы огораживают забором (деревянным, каменным, кирпичным, из металлической сетки). В той части забора, где к онколе примыкает проезжая дорога, устраивают живую изгородь из деревьев и кустарников для улавливания пыли и снижения шума. Остальные стороны забора не следует обсаживать высокими деревьями, кроме тех случаев, когда с участка открывается малоприглядный вид. Если школа находится рядом с озелененными участками жилых кварталов или с объектами городского озеленения, забор целесообразно обсадить вьющимися растениями или кустарниками, не загораживая его сплошной зеленой изгородью.

Выполнение работ по озеленению начинают с вертикальной планировки участков. В соответствии с заданными условиями выравнивают территорию и переносят исходные точки проекта на местность. Исходными точками могут быть геодезические реперы, углы зданий, столбы или другие постоянные предметы, от которых указаны расстояния и направления до основных точек плана озеленяемой территории. При сложной планировке озеленяемой территории на рабочих чертежах должна быть нанесена сетка квадратов со сторонами от 2 до 10 м, которая привязывается к основной планировочной оси.

К работам по планировке участка школы надо привлечь наиболее толковых, инициативных ребят, интересующихся архитектурно-планировочными работами. В этом могут помочь и учителя географии, математики, а также классные руководители. Эту работу не следует организовывать фронтально, ее нужно поручить заранее организованному звену, группе или сводному отряду.

Работы по созданию каждого из объектов озеленения начинают со строительства подъездных дорог, садовых дорожек и площадок. Затем проводят посадку деревьев и кустарников, создают газоны и высаживают цветочные растения. Создание и содержание каждого из этих элементов озеленения мы рассмотрим отдельно.

Введение

1. Назначение объекта

6. Особенности озеленения

7. Баланс территории

8. Посадочная ведомость

Заключение

Введение

В последние годы наметилась позитивная тенденция комплексного подхода к решению ландшафтного проектирования школьных учреждений. Главной задачей ландшафтного проектирования - организовать пространство с соответствии с функциональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий художественный образ и вызвать у окружающих людей положительные эмоции.

В нашей стране для школьных образовательных учреждений выпускается оборудование, разработанное специалистами по физическому развитию детей в содружестве с гигиенистами, педагогами, инженерами, художниками-дизайнерами и архитекторами.

Много полезного и оригинального можно увидеть сегодня на образовательных учреждений различных регионов нашего края и города. И в этом большая заслуга администрации города, которая уделяет большое внимание для улучшения благоустройства, как города, так и территорий образовательных учреждений.

При решении вопросов планировки и благоустройства школьных учреждений большое внимание уделяется озеленению.

Зеленые насаждения влияют на микроклимат и имеют большое санитарно-гигиеническое значение, которое заключается в следующем:

они благоприятно влияют на температурный режим внутренних пространств;

непосредственно защищают здание школьного учреждения, беседок, навесов и участков территории от излишней инсоляции;

защищают от сильных ветров;

благотворно воздействуют на организм ребенка в целом и, в особенности на его нервную систему;

делают возможной организацию отдыха детей непосредственно на территории школьного учреждения.

Растительность может быть использована в архитектурном и планировочном решении.

На примере курсовой работы мне хотелось бы предложить свои варианты озеленения и благоустройства территории школьного учреждения.

Целью данного проекта является разработка проекта озеленения и благоустройства школьной территории в соответствии с нормами и правилами проектирования, для удовлетворения социально-функциональных потребностей детей, их физического и умственного развития, стараясь при этом сохранить ландшафтно-природную целостность территории.

1. Назначение объекта

Рассматриваемый в данной курсовой работе объект благоустройства - территория школы, расположенной в поселке Марьина роща, недалеко от Геленджика. Участок предназначен для занятий учащихся физической культурой, проведению опытов по естественным дисциплинам, проведения школьных линеек и мероприятий, а также как место рекреации учащихся во время, свободное от уроков. Поэтому на участке школы помимо основного здания обычно размещают учебную и спортивную зоны с соответствующим оборудованием. Перечень сооружений и объектов озеленения на участке школы и их размеры приведены ниже:

Помимо перечисленных элементов учебной и спортивной зон на пришкольном участке среди декоративных растений размещают уголки отдыха. В отдельных случаях при недостаточных размерах участка школы некоторые элементы зон приходится исключать.

Площадь участков для школ соответствует вместимости последних: если вместимость школы 640 мест, ей выделяется участок площадью 2 га, 960 мест - 2,8, 1280-3, 1600-3,4 га. В данном курсовом проекта площадь всего участка составляет школы составляет 1, 8 га, проектируемый фрагмент территории - 7700 м2

Одним из решающих факторов благоустройства являются природно-климатические. Этими условиями определяются специфика озеленения и особые требования к созданию комфортных условий для жизнедеятельности людей.

По климатическим характеристикам Геленджик относится к зоне сухих субтропиков средиземноморского типа. Он характеризуется сухим, жарким летом и тёплой, влажной зимой. Издревле климат местности определялся величиной наклона солнечных лучей над поверхностью земли (клима в переводе с греческого - наклон). В этом отношении Геленджик располагается в благоприятных условиях - между 44 и 45 градусами северной широты. Кавказские горы защищают его от северных холодных масс воздуха. Чёрное море смягчает летнюю жару, а зимой, наоборот, отдаёт побережью накопленное за лето тепло.

Среднегодовая температура воздуха в Геленджике +13,7, Кабардинке +12,9, на Тонком мысу +13,3 градуса Цельсия. На равнине отрицательные температуры в зимнее время бывают чаще всего по ночам и при норд-остах. Причём ниже 10 градусов морозы крайне редки. В таблице 1 приведены среднемесячные температуры (в градусах Цельсия) в некоторых населённых пунктах.

Таблица 1 - Среднемесячная температура (в градусах Цельсия

месяцыЗаIIIIIIШIIVIVVVIVVIIVVШIIХХХХХIХХIIгодАнапа12,116,250,410,115,620,023,423,217,212,572,431,411,9Кабардинка33,127,750,410,115,720,224,323,519,515,395,851,812,6Тонкий мыс32,948,060,810,816,020,224,023,819,915,195,461,113,3Геленджик55,245,870,611,717,219,924,124,019,315,485,871,013,7Туапсе44,347,670,611,316,220,123,023,419,615,610,261,613,5Сочи-центр68,064,080,011,516,120,122,923,119,815,911,881,414,1

Продолжительность солнечного сияния в Геленджике 2374 часов в год с максимумом в июле и августе. В среднем здесь 250 солнечных дней. Облачность небольшая. В летнее время она составляет 30%.

Количество осадков в Геленджике не превышает 796 мм в год, а на его северо-западной окраине, на Тонком мысу - 598. В прибрежной полосе с продвижением на юго-восток количество осадков увеличивается до 1000 мм (Архипо-Осиповка). Причём осадки везде выпадают в течение года неравномерно. Их максимум приходится на ноябрь-февраль. Причём эти осадки выпадают в основном в виде дождя. Снег на равнине бывает редко и держится недолго - от 1-2 часов до 2-3 дней. В летнее время осадки выпадают крайне нерегулярно и их длительность невелика. В некоторые годы дождей может не быть вообще по несколько месяцев. Средняя относительная влажность воздуха достигает наибольшей величины - 75% в мае, в летние месяцы - всего 62-69% (сравните: в Сочи - 78%). Это важный элемент климата. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем легче переносится летняя жара. Отрог сибирского антициклона создаёт над Чёрным морем устойчивые северо-восточные ветры - знаменитые черноморские норд-осты. Сильнее всего они проявляют себя зимой. При норд-осте скорость ветра может достигать 40 м/сек, а температура воздуха падает иногда до 15 градусов ниже нуля.

На морских побережьях, где имеются долины рек, ущелья, образуются фёны - тёплые, сухие ветры, дующие с гор. Действуют такие ветры обычно весной, иногда осенью и зимой.

Грунт на территории проектируемого объекта - песчано-гравелистый.

Песчаный грунт более чем на половину состоит из частиц песка размером меньше 5 мм, форма которых приближена к шарообразной. Пространство между отдельными песчинками называется порами, они заполняются водой и воздухом. В отличие от глинистых <#"center">2. Обоснование выбора проектируемого решения

Основная тенденция развития участков средних школьных учреждений на ближайшее время - это значительное улучшение планировок, оснащение универсальными типами облегченного современного оборудования, озеленения и оформления территории.

Основным требованием при создании эстетического облика участка является не увеличение предметов, а комплексное проектирование, т.е. создание единого по стилю оборудования, эстетической целостности среды.

При решении архитектурного планирования зоны школьного образовательного учреждения мною был выбран смешанный стиль ландшафтного дизайна, основанный на сочетании регулярного и пейзажных стилей.

Из всех стилей ландшафтного дизайна регулярный по праву считается самым консервативным. Основной принцип регулярного стиля в ландшафтном дизайне - это порядок и закономерность во всем. Все линии геометрически правильны, его дорожки обычно прямые, а если нет, то линии их изгибов вычерчиваются на плане с помощью циркуля. Этот стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность.

Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где здание является осью симметрии. Основной чертой является его обособление от окружающей природы, поэтому случайное расположение садовых элементов недопустимо.

Трудно представить регулярный стиль ландшафтного дизайна без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

Из растений для регулярных садов выбирают вечнозеленые породы, которые остаются декоративными в течение всего года. Арки часто увивают лианы и вьющиеся растения <#"justify">озеленение микроклимат школа насаждение

3. Описание дорожно-тропиночной сети

Одним из важнейших элементов благоустройства являются покрытия дорожек и площадок, так как они играют большую роль и в декоративном оформлении озеленяемой территории.

В связи с этим при выборе типа покрытия, кроме учета таких показателей, как надежность в эксплуатации, простота устройства и санитарно-гигиеническая характеристика, необходимо обращать внимание и на декоративные свойства дорожных одежд.

Дорожно-тропиночная сеть в школьных учреждения в основном мало чем отличается от остальных покрытий городских территории. Исключение составляют детские игровые площадки и спортивные сооружение, где желательно применять зеленый газон или новые современные мягкие и экологически чистые покрытия.

В данной работе я использовал следующие способы мощения:

Мощение на бетон. Это самые прочные дорожки и площадки. Такой тип мощения используется на отмостке вокруг зданий и площадки для отдыха, а также на площадке для проведения общешкольных мероприятий;

синтетические покрытия, применяемые на спортивных площадках;

Гравийные дорожки и площадки обычно устраивают в местах отдыха и прогулок. Такое мощение нуждается в периодическом ремонте, подсыпке гравия или отсева, однако благодаря контрасту фактур гравийные дорожки придают парку особое очарование. Чтобы гравий или отсев не рассыпались в стороны, не попадали на газон, в цветники, в водоем, можно установить бордюры.

Установка бордюров придает мощению больше прочности, предотвращает обламывание краев. В качестве бордюров используют крупные камни, специальные бетонные бордюры, дерево. Можно устанавливать бордюры вровень с мощением или выше. В первом случае обычно стремятся придать больше прочности краю, а во втором - помешать рассыпанию сыпучего материала.

Установку бордюров проводят до начала мощения.

Плиточные покрытия дают и наиболее интересные декоративные решения. Плиты могут быть бетонные, цементные, силикальцитные, керамические, из естественного камня и декоративной мозаики. Плиточные покрытия достаточно прочны и удобны в эксплуатации. Они позволяют легко заменять поврежденные плиты, перекладывать их в случае просадки основания или ремонта проложенных под дорожками коммуникаций. Устройство таких покрытий очень просто, не трудоемко и не требует дорогостоящих машин и оборудования.

Гравийные дорожки устраиваются с использованием гранитных высевок (гранитной крошки).

Спортивные площадки. Наиболее перспективными являются синтетические покрытия, среди которых наибольшее распространение получили полимеры - полиуретаны в виде монолитов - рекортан, тартан, спортан - и покрытия на основе твердых каучуков в виде плит - арман, раздор.

Эти покрытия прежде всего эластичны, имеют свойства упругого колебания, позволяют бегуну при одной и той же затраченной энергии достичь больших результатов и в то же время обладают высокими эксплуатационными свойствами: слабо реагируют на климатические условия, легко убираются механизмами, не чувствительны к типу спортивной обуви.

В данном проекте используется тартан - покрытие серо-зеленого или коричневого цвета, укладывается на асфальтобетонное основание толщиной 10-12 см.

4. Описание малой архитектурной формы

Малые архитектурные формы - в ландшафтном дизайне так принято называть небольшие сооружения, устанавливаемые в садах и парках в функциональных и эстетических целях. К ним относятся беседки, трельяжи, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, светильники, фонтаны, вазоны и т.п. В данном проекте в качестве малой архитектурной формы рассматривается скамья.

Скамьи служат для кратковременного (без спинок) и длительного (со спинками) отдыха посетителей объекта. Они отличаются большим разнообразием форм и изготавливаются из различных материалов (металла, бетона, дерева и камня). Скамьи, применяемые на территории школьного участка относятся к скамьям для длительного отдыха.

Скамьи, как правило, делают:

с одним пролётом длиной 1,2 - 2 м;

с двумя пролётами длиной 3,5 - 4 м.

Высота скамей - 40 см. Дерево является наиболее доступным материалом, легко обрабатывается и обладает высокой теплопроводностью. При антисептировании и сушке дерево может эксплуатироваться длительное время и, самое главное, оно легко заменяется при поломке.

Для спинок и сидений применяются деревянные рейки с округлыми верхними кромками и выпуклой поверхностью, что способствует быстрому сбросу атмосферных осадков с реек и высушиванию поверхности спинок и сидений. Широкие доски и полубрус дольше задерживают на своей поверхности влагу и медленнее высыхают.

Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового назначения - скамьи, столы, качели, карусели, бумы, стенки для лазания, песочницы, пирамиды, лианы, горки катальные и др - выпускают серийно.

5. Описание используемого оборудования

При проектировании благоустройства дворовой территории использовались следующие виды оборудования участка.

Садово-парковая мебель.

Навесы для взрослых, устанавливаются в местах встречи с детьми на площадке в разных композициях - линией, полукругом, квадратом и др.

Скамьи для отдыха, являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. Применяясь преимущественно в оформлении прогулочных зон, имеют металлическую основу. Сиденьем для лавочек служат различные хвойные породы дерева. Деревянные части скамеек и лавочек подвергаются антисептической обработке и тонируются. После этого скамейки покрываются несколькими слоями специального лака, устойчивого к различным механическим и атмосферным воздействиям.

Детские игровые комплексы, детские площадки, различные спортивные сооружения - все это способствует правильному развитию детей и укреплению здоровья.

Все оборудование изготавливается из металла и имеет все необходимые сертификаты и заключения. Специальное покрытие спортивных игровых комплексов обеспечивает привлекательный внешний вид и стойкость к механическим и атмосферным воздействиям.

Пожаробезопасные урны - принцип работы: Крышка урны действует как гарантированный высококачественный огнетушитель, закрывая доступ воздуха в случае возгорания, тем самым, устраняя пламя. Что снижает риск на территории школьного участка чрезвычайных ситуаций.

Цветочницы, вазы и разнообразных форм группируются в живописные композиции или располагаются на участке строго функционально.

Уличное освещение

Уличное освещение необходимо для полноценной жизнедеятельности любых населенных пунктов. И оно применяется не только в целях безопасности, но и для украшения отдельных объектов архитектуры, а также парков и скверов. Установка опор освещения позволяет увеличить видимость на дорогах в темное время суток. Кроме того, столбы освещения формируют своеобразный облик населенного пункта, а также обеспечивают необходимый уровень безопасности как пешеходов, так и дорожного движения. Столбы освещения могут включаться в вечернее время либо из диспетчерского пункта, либо вручную.

В качестве уличного освещения устанавливают специальные уличные фонари и светильники. Уличными фонарями называют осветительные столбы, выполненные в виде той или иной формы, на которые помещают источники освещения. А уличными светильниками называют специальные осветительные приборы, которые используют для освещения дорог, парков, скверов, а также специальной подсветки различных ландшафтных и архитектурных объектов.

Одним из наиболее распространенных видов опор освещения считаются уличные светильники, которые особым способом крепят на осветительные столбы или осветительные опоры. Данный вид светильников считают одним из наиболее надежных и эффективных благодаря тому, что в данном случае свет исходит с определенной высоты. А это значит, что он способен охватить большую площадь и является менее подверженным различным механическим повреждениям. Опоры освещения включают в себя самые различные столбы уличного освещения, включая металлические столбы освещения, многогранные опоры и прочие. Опоры освещения изготавливают из стальных листов толщиной три миллиметра. Столб освещения имеет коническую форму, которые насчитывают шесть или восемь граней. Высота столбов освещения может достигать четырех, шести, восьми и десяти метров. В нижней части столба освещения имеется специальный люк с крышкой, который позволяет выполнять монтаж и эксплуатацию электрокоммутирующего устройства. Кроме того, в нижней части столба освещения обязательно имеется фланец с диаметром 200 миллиметров, который предназначен для установки и крепления на бетонный фундамент, а также на аналогичные устройства и подземную часть.

В верхней части столб опоры наружного освещения имеет диаметр 62 миллиметра. Эта часть предназначена для установки кронштейнов со светильниками. Стальные конструкции уличных фонарей являются горячеоцинкованными. Данные кронштейны изготавливают из металлической трубы, толщина стенки которой три миллиметра. Наружный диаметр таких труб - 48 миллиметров.

Оборудование спортивных площадок.

К спортивным площадкам относятся: футбольное поле, площадки для волейбола, баскетбола, тенниса, городков, занятий гимнастикой.

Состав оборудования спортивных площадок зависит от имеющихся сооружений для игровых видов спорта. Так, оборудование баскетбольной площадки состоит из стоек (деревянных или металлических) с прозрачными щитами из оргалита размером 1,8x1,2 м, на которых укрепляют металлические кольца диаметром 450 мм на высоте 3,05 м от поверхности площадки. Щиты должны отходить от опор: для школьников - на I.1,2 м; для взрослых - на 1.6.2,2 м. Окрашиваются металлические или деревянные опоры в белый цвет.

Волейбольная площадка оборудована двумя металлическими или деревянными столбами круглого сечения диаметром 100.120 мм с туго натянутым между ними канатом и сеткой на высоте 2,1 м - для детей; 2,2 м - для женщин: 2,5 м - для мужчин. Кроме того, площадка имеет судейскую передвижную вышку, стол для судей-информаторов и скамьи для участников.

Оборудование теннисного корта включает в себя:

-низкие опоры из труб диаметром 100.120 мм, втопленные в грунт (в ста каны на цементном растворе):

-" сетку длиной 12,8 м, укрепленную на канате, натянутом между опорами па высоте 1,07 м - по концам; 0,91 м - посередине;

-тренировочную деревянную стенку высотой 3,2.3,5 м и произвольной ширины.

Для натяжения каната в центре площадки устанавливают "башмак" с крючком, за который крепится сетчатый регулятор.

Футбольное поле оборудуют воротами с внутренним размером 7.32x2,44 м, сделанными из круглых стоек диаметром 120 мм и выкрашенными и белый цвет. На углах поля устанавливают угловые флажки-ограничители.

Гимнастическая площадка оборудуется гимнастическим городком или установкой для подвесных снарядов.

Ограда, которая ограждает участок от соседних и защищает участок от ветра и шума.

Для строительства таких оград используются прочные материалы: кирпич, бетонные блоки, камень. Минимальная высота ограды - 1,5 м. Для защиты от осадков каменные и бетонные ограды сверху накрываются карнизами. Массивные ограды станут немного изящнее, если дополнить их арками и нишами для цветов. Со стороны двора к оградам иногда пристраивают скамьи из того же материала. В качестве украшения опорных столбиков можно использовать шары, вазоны, емкости с цветами или плиты, концы которых свешиваются со всех сторон столба.

Питьевые фонтанчики.

Фонтан предназначен для установки в штатные системы водоснабжения школ и многоступенчатой очистки питьевой воды через систему фильтрации и обеззараживание с помощью озонатора. После очистки озоном вода по вкусу и качеству не уступает родниковой. Даже при многократном превышении допустимой концентрации обычно находящихся в воде вредных и опасных для здоровья микроорганизмов система возвращает воде первозданную чистоту, при этом в озонированной воде сохраняются все полезные минералы, что имеет большое удобство для установки и использовании таких фонтанов на дворовой территории школы.

6. Особенности озеленения

Правильное озеленение общеобразовательного школьного участка - это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей и подростков.

Подбирая растения, учитывают не только художественные, но и практические цели. Так, аллейные (рядовые) посадки иногда служат защитой от шума, ветра, пыли, снега, что, несомненно, отразится на подборе форм растений.

Установлено, что при создании зеленой защитной зоны по ограде школьного учреждения, скорость ветра снижается более чем наполовину, а температура воздуха в зеленой зоне устанавливается ниже городской на 8-10°.

Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70%) от пыли.

Разнообразие деревьев и кустарников, красота форм, плотности и окраски кроны позволяют создавать выразительные композиции озеленения. Посадки: групповые, аллейные, одиночные, эркерные, рядные, шахматные, ограждающие, лабиринтные и др. - оживляют участок, позволяют лучше использовать выразительные качества стволов, кроны, листвы.

Но посадки деревьев и кустарников не должны мешать инсоляции помещения (солнечным лучам), и в зависимости от характера кроны и степени опадания листвы они высаживаются на расстоянии 5-10 м от здания. Прежде чем составлять посадочный чертеж (дендроплан), необходимо также узнать, где проходят электро - и телефонный кабели, трубы отопления и другие коммуникации. Так, высаживать деревья ближе 1,5 м от водопровода и канализации и 2 м от остальных сетей не разрешается. Кустарники сажают не ближе 2 м от газопровода, 1 м от теплосети и 0,5 м от электрокабеля.

Широкое распространение в озеленении участков школьных учреждений получили такие деревья и кустарники, как клен, береза, липа, ель, сосна, тополь, ясень, вяз, черемуха, лиственница, ольха, каштан, рябина, сирень, жасмин, спирея, кизильник и др. В местах, где дети играют продолжительное время, рекомендуется высаживать деревья с плотной кроной - липу, клен, вяз и др.

Ранней весной и поздней осенью необходимо производить очистку озеленения. Хорошо переносят обрезание клен, липа, тополь, вяз, боярышник, граб, яблоня, ива, ясень, плохо - каштан, береза, орех.

При проектировании древесных и кустарниковых насаждений мною соблюдались нормы посадок между деревьями и от деревьями до стен зданий сооружений и т.д. Нормативы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Расстояние от объектов до осей растений

ОбъектМинимальное расстояние до оси растения, мдеревакустарникаНаружные стены зданий и сооружений51,5 Бровка тротуаров и садовых дорожек0,70,5Край проезжей части улиц, кромок укрепленных полос обочин дорог или бровок канав21Мачты опор осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакад41Ограды высотой до 2 м21 Ограды высотой более 2 м41 Подошвы откосов, террас и др. 10,5Подошвы или внутренние грани подпорных стенок31Подземные коммуникации: газопроводы, канализация1,51 Теплосети (от стенок канала) 21 Водопроводы, дренажи2-Силовые кабели и кабели связи (от наружной стены трубы) 20,7От сетей подземных коммуникаций, защищенных трубами (от стены) 10,3

На участке разбивают так же небольшие цветники, но так, чтобы цветение растений не совпадало. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, в начале лета - пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем - флоксы, гладиолусы, георгины и до поздней осени - хризантемы, многолетние астры, и др. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков. Цветы на газоне школьного участка также подбираются с учетом их непрерывного цветения.

Сначала высевают газонные травы, затем высаживают цветущие растения. Многолетники требуют срезки.

Цветовое оформление просто необходимо при озеленении школьных учреждений, но и здесь надо подойти к подбору со всей осторожностью.

Большую роль в озеленении участка имеют газонные покрытия групповых и физкультурных площадок, засеянные устойчивыми травосмесями в сочетании с однолетними и многолетними растениями в общем цветнике, на клумбах и рабатках групповых площадок.

Эстетический вид газона поддерживают, периодически скашивая траву, но хорошо оставлять и островки высокотравного озеленения с полевой растительностью. Широко используются самые разнообразные виды газонного озеленения, сочетающиеся с цветочными клумбами, рабатками, оазисами с водой, песком, галькой и др.

Цветочное и древесное оформление школьного участка полностью соответствует выбранному мною стилю.

Посадку растений осуществляют утром. Совком выкапывают ямки нужного размера, чтобы корни растений при посадке не загибались, а саженцы высаживались чуть глубже корневой шейки. Расстояние между растениями зависит от их размеров. Цветники поливают вечером после 17 ч или утром. Цветники из ковровых растений поливают чаще-до 40-50 раз за сезон. В сухую и жаркую погоду вечером между поливами производят освежающий полив или опрыскивание. Для создания розария применяется роза двух видов. По бокам калифорнийская, потому что она почти не имеет шипов, цветки не большие, розового цвета. В середине дальневосточная, она более колючая с красными большими цветками.

Тюльпан - для украшения садов и парков особенно хороши сорта из группы Дарвиновских гибридов. Они нарядно выглядят на фоне газона или кустарников, на клумбах,.

Для посадки лучше брать луковицы первого и второго разборов, цветущие на следующий год.

Наиболее привлекательны небольшие группы одного сорта. Поскольку сорта цветут неодновременно, высота растений и окраска цветов их разные, смешивать их нецелесообразно.

В цветниках тюльпаны выращивают на одном месте 2 - 3 года. Чтобы участок не потерял декоративный вид после цветения, в междурядья высаживают однолетние и многолетние растения, выращенные в горшках.

Виола (фиалка, анютины глазки) - представитель семейства фиалковых. Растение высотой 20 - 25 см с крупными цветками разных форм и окрасок. Сорта крупноцветной садовой виолы являются сложными гибридами.

Так, фиалка трехцветная (виола триколер) появилась в результате многолетней селекционной работы специалистов и любителей-цветоводов.

Считают, что простые анютины глазки пришли в сад из Англии. Их прародители - дикие фиалки (виола триколер и лютея). Хотя цветоводы с давних пор хорошо знали эти полевые цветы, первые серьезные попытки окультурить их были сделаны лишь в начале

Уход за растениями в цветочном оформлении заключается в регулярном поливе, прополке и рыхлении почвы. Чтобы не развивались плоды, все отцветшие цветки удаляют, иначе цветение приостановится.

Для виолы отводят солнечные места. В полутени она цветет дольше, но цветки мельче и бледнее. Летом после цветения ее заменяют другими однолетними растениями. В нашей стране чаще всего выращивают такие сорта: Форботе (цветы белые и синие), Цюрих Зее (голубые), Бергвахт (темно-фиолетовые), Химмельс Кениге (светло-голубые), Гольд Краун, Абендглют (красновато-коричневые). Эти сорта зацветают весной довольно рано.

Краткая характеристика климатических подрайонов. Деревья и кустарники. Газоны и цветники. Весенние посадкиОсенние посадкиНачало посеваКонец посеваКлиматический подрайон со среднемесячной температурой января - 150C и выше июля от +250С и выше. МартОктябрь - ноябрь1-я декада марта1-я декада ноября

7. Баланс территории

Так как территории школьных учреждений являются участками ограниченного пользования, и поскольку эти участки занимают значительную часть территории микрорайона, они имеют большое значение в общей системе озеленения микрорайона.

Зонирование территории школьно участка предусматривает организацию групповых и физкультурной площадок, метеорологическую площадку, хозяйственного двора и т.п.

На основе генерального плана были произведены расчеты, на основе чего был составлен баланс территории, представленный в таблице 4.

Таблица 4 - Баланс территории участка

Наименование элементовПлощадьКоличество элементовНа 1 га. озелененияПримечание. м2%от общей площадиШт. Здания и сооружения203026,42030Здание школы и мастерскаяПроезжие части, м. -_---Дорожки и площадки, в том числе: 3926,350,2-5099а) гравийные276,33,6-358Дорожки вдоль площадокб) асфальтированные-----в) мощение из бетона, плит 25*25 см. 190024,7-2467Площадка для линеек и парадная зонаг) другие175022,7_2272Спортплощадки (тартан) Малые архитектурные формы, оборудование, шт. а) скамья--810б) урна--68Площадь под насаждениями, м2 в том числе: 3773,750-10000а) под деревьями145018,8-1883-б) под кустарником2353,1_305-в) под цветниками87,51,1_113-г) под газонами2001,226_2598-И того: 7700100---

Таким образом, процент озеленения участка составляет 50 %, что несколько ниже нормы озелененности для южного региона, поэтому в дальнейшем планируется увеличение площади озеленения за счет использования стационарных садовых вазонов на площадках для отдыха и на площадке для мероприятий. Насаждения с дорожками, площадками для отдыха и игр занимают свыше 70 % общей площади. Поскольку обоснованным признается удельный вес насаждений, равный 75 % общей площади участка., а в данном проекте он равен 74%, то распределение территории соответствует нормам.

8. Посадочная ведомость

Посадочная ведомость растений, используемых при проектировании, представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Посадочная ведомость

ПозНаименование породы и вида насажденийВозраст, летКол., штПримечание1Клен остролистый107С комом 1,3х1,3х0,65 м2Береза бородавчатая1035С комом 1,3х1,3х0,65 м3Липа мелколистная1030С комом 1,3х1,3х0,65 м4Сосна крымская1075Самшит обыкновенный338Саженец6Сирень360Саженец7Тюльпан-476С комом 0,15х0,15 м8Виола-345С комом 0,1х0,1х0,15 м9Петуния гибридная-560С комом 0,1х0,1х0,15 м10Газон--посевной

Заключение

Проектирование общеобразовательного школьного участка - это длительная и кропотливая работа. В своем курсовом проекте я постарался максимально учесть все цели и задачи создания зеленой зоны, учитывая при этом природно-климатические условия, потребности населения, функциональность и разноплановость объекта, а так же эстетическую привлекательность. При этом особое внимание, уделив вопросу сохранения существующего ландшафта и растительности.

На мой взгляд, основная задача ландшафтного архитектора заключается в гармоничном сочетании природы с деятельностью рук человека. Не уничтожая уже созданный ею зеленый островок, суметь преобразовать его в нечто прекрасное, способное служить на благо и радовать глаз, но подходить к вопросу озеленения нужно очень серьезно.

Внешний вид школьного участка должен быть продуман до мелочей еще до завершения проекта самого здания, на опыте и ошибках предыдущих планировок и во многом определяется его взаимосвязью со зданием, окружающим ландшафтом, но главное - планировкой и внешним видом архитектурных строений, малых форм и озеленения.

Много узнав о проектирование и благоустройстве школьного учреждения я поняла как это важно для здоровья наших детей, нашего будущего, для их физического и умственно развития.

Архитекторы должны создать красивый и прочный дом, а задача ландшафтников обгородить и создать уют, создать как можно больше уголков природы.

Очень радует, что сейчас администрация Новороссийска уделяет огромное внимание озеленению и благоустройству улиц, дворов, школьных территорий и парков города.

Список используемой литературы

1.ГОСТ 21.204-93* СПДС. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта

2.ГОСТ 21.508-93* СПДС. Правила выполнения рабочих чертежей генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов

.ГОСТ 21.101-97* СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации

.СНиП 23-01-99* Строительная климатология

.СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

.Гарнизоненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. - Рн/Д: Феникс, 2005. - 315 с.

.Казнов С.Д. Казнов С.С. Благоустройство жилых зон городских территорий. - М.: Изд-во АСВ, 2009. - 216 с.

Актуальность темы

Приоритетность нравственного воспитания сегодня признана нашим гражданским обществом.

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Нам необходимо учиться чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Реализация данного проекта помогла решить важную проблему: отсутствие единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства пришкольной территории.

Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего дня. Естественно, что для его дальнейшего личностного становления важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, ребенок не только будет получать положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.

Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в дальнейшем.

Особенностью расположения нашего образовательного учреждения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. В МОУ «Лаптевская НОШ» сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и ученики 1-4 классов.

Первый этап – февраль-март:

* разработка проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка;

Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов);

Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

* сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенние посадки луковичных;

*подведение итогов работы, подготовка отчетов;
Проблема

Плохая мотивация у обучающихся школы к формированию нравственных и трудовых качеств личности.

Трудовая, коллективно-творческая деятельность является одним из реальных способов формирования этих качеств.

Гипотеза

В процессе работы над проектом произойдет интеграция учебной и трудовой деятельности, что, на наш взгляд, повысит мотивацию к обучению и, как следствие, улучшится качество обучения обучающихся. Осознание участниками проекта ответственности за общее дело улучшит морально-психологический климат в ОУ.

Объект исследования - экология села Лаптевка.

Предмет исследования – экологическая обстановка вокруг МОУ «Лаптевская начальная общеобразовательная школа»

Цель проекта - создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, улучшение экологической обстановки на прилегающей к школе территории за счет зеленых насаждений и цветов с целью воспитания трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе, развития творческих способностей оучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и реализации принципа практико-ориентированного обучения.

Задачи:
Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям.
ландшафтное экологическое проектирование среды своего села на примере школьного участка
разграничение зон пришкольной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.
создание условий для отдыха учащимся школы, также всем живущим в селе.
наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.

Тип проекта

Практико-ориентированный, исследовательский, информационный, межпредметный.

Руководитель проекта:

Заведующий школы – Писаренко Ирина Владимировна

Участники проекта:

План

Выполнения проекта «Озеленение пришкольного участка»

Срок

Ответственный

Результат

Утверждение темы проектной деятельности

Сентябрь

Писаренко И. В.

Лекция «Проектная деятельность», методические разработки

Организация творческой группы учителей работающих по теме проекта.

Сентябрь

Сентябрь

Определение целей и задач проекта

Сентябрь

Писаренко И. В.

Топорина Л. А.

Анализ территории пришкольного участка

Сентябрь

Кулешова С. И.

Топорина Л. А.

Отчет

Выполнение эскиза дизайна участка.

Сентябрь

Октябрь

Писаренко И. В.

Эскиз ландшафтного дизайна

Приобретение садового инвентаря

Сентябрь

Писаренко И. В.

Инвентарь

Работа по созданию клумбы

Сентябрь

Октябрь

Кулешова С. И.

Топорина Л. А.

Клумба

Проведение субботника

Сентябрь

1-4 классы

Посадка саженцев

ПЛАН

мероприятий МОУ «Лаптевская НОШ»

по проведению осеннего двухмесячника по благоустройству

с сентябрь по октябрь месяцы 2012 года

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Экологический субботник на закрепленных участках по очистке территории школы и прилегающей к ней территории

В течении двухмесячника

Кл. руководители

Посадка саженцев деревьев, кустарников и плодово-ягодных,

ремонт посадок прошлых лет

В течении двухмесячника

Кл. руководители

Проведение классных часов «Экология и мы» в 3 – 4 классах.

сентябрь

Кл. руководители

Конкурс рисунков «В защиту природы» (1- 4 классы)

Учителя начальных классов

Беседы в начальных классах «Земля – наш дом» (1 – 4 классы).

сентябрь

Кл. руководители

Организация книжной выставки на экологическую тему

сентябрь

Топорина Л. А.

Отчеты классов о проделанной работе с презентацией

октябрь

Классные руководители

Для реализации проекта было необходимо создать «объекты зеленого строительства»: комплекс цветников, бордюры, дорожки, которые приносят эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта и местным жителям.

В 2012 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

1-й объект – Альпинарий (центральный вход):

*отсыпка горки грунтом, укладка валунов

*прокладка дорожки к альпинарию

2-й объект – Комплекс цветников;

3-й объект - Центральная аллея из декоративного кустарника и рябиновая аллея.

Среди множества вариантов проектирования было выбрано одно из великолепнейших средств ландшафтного дизайна – создание альпийской горки. Возведение альпийского сада подразумевало создание растительной композиции, главная роль в которой отводилась растениям и камням, напоминающим высокогорную альпийскую климатическую зону. Подобное решение придало нашему саду особое настроение и прелесть.

На следующий год планируется обогатить территорию горки. Она будет плавно переходить в прилегающий к ней водоем с искусственными цветами. Такое устройство альпийской горки будет очень хорошим способом связать ее в единое целое с другими элементами территории. Очень хорошим фоном для альпийской горки является также цветочный газон. При устройстве газона наши учителя подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Он привлекает многоцветьем весной, летом и осенью. Рядом удачно сочетаются: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, турецкая гвоздика разных цветов и оттенков, ромашка, виола, астры, настурция и др. К горке будто бы бежит дорожка из цветов. Весной это нарциссы, а с середины лета и до конца осени – бархатцы.

Строительство альпийской горки стало творческим процессом, который по своему значению сравним с работой скульптора и художника, и потому требует знаний и опыта. Наши учителя постоянно совершенствуются, находят новые решения.
Школьный альпинарий – очень популярное место. Сюда идут взрослые и дети, чтобы полюбоваться, помечтать, расслабиться, отдохнуть от дневных забот…

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него.

Зимой мы рассчитываем количество и вид растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. Мы любуемся сальвиями, однолетними и многолетними флоксами, агератумом, петунией, бархатцами, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски.

Следующим объектом ландшафтного дизайна хотим сделать расположенный рядом со зданием школы зону отдыха для детей. Это территория, поросшая травой и ничем не радующая взор. Хотим сделать этот уголок нашей следующей достопримечательностью.

Чтобы создать целостную эстетическую картину школьной территории и волнующей душу воспоминаниями о дороге, ведущей к школьному порогу, захотелось улучшить дизайн центральной аллеи. Разнообразить видовой состав клумб.

Оценка результатов

1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.

2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

3. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

4. Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.
Проводимая работа по благоустройству имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств обучающихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединила разные возрастные группы учеников и взрослых для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства. Много мероприятий проведено в целях озеленения территории школы. Посажены новые саженцы плодово - ягодных деревьев и кустарников.

Окультурена территория школы.

Дружба наша с природой - залог здоровья обеих сторон. И, что особенно важно, любовь к природе взрослых непременно перейдет и в сердца детей. Работа по благоустройству и озеленении территории - это великая школа труда и созидания любви ко всему живому, экологического воспитания. Так будем же разумными– сеятелями добра и красоты, а одновременно – и прилежными учениками у матери- природы: ее щедрость и красота нам так необходимы в жизни. Мы хотим превратить свой школьный парк для подрастающего поколения экологически чистым и эстетически красивым и приятным. Проявляя толерантность, мы призываем не к разрушению, а к созиданию. В своей работе мы попробовали раскрыть основные проблемы нашей местности, хотя их гораздо больше, и попытались реализовать некоторые из них.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Лаптевская начальная общеобразовательная школа»

Ландшафтное озеленение и проектирование

Выполнил:

Обучающийся 4 класса

Голоднев Даниил

Руководитель:

Писаренко И. В.,

Учитель начальных

Классов

Что еще почитать