Прокладка бесканальных теплотрасс. Бесканальная прокладка тепловых сетей

ПОДЗЕМНАЯ ПРОКЛАДКА

Канальные прокладки предназначены для защиты трубопроводов от механического воздействия грунтов и коррозионного влияния почвы.

4.904-66 Прокладка трубопроводов водяных тепловых сетей в непроходных каналах

Стены каналов облегчают работу трубопроводов.

В бесканальных прокладках трубопроводы работают в более тяжелых условиях, так как они воспринимают дополнительную нагрузку грунта и при неудовлетворительной защите от влаги подвержены наружной коррозии.

Проходные каналы применяются при прокладке в одном направлении не менее пяти труб большого диаметра. Проходные каналы используют часто для прокладки теплопроводов под многоколейными железными дорогами и автострадами с интенсивным движением транспорта, не допускающим вскрытия каналов и нарушения работы узлов на период ремонта сетей.

Полупроходные каналы применяют в стесненных условиях местности, когда невозможно возведение проходных каналов Их используют в основном для прокладки сетей на коротких участках под крупными инженерными узлами, не допускающими вскрытия каналов для ремонта трубопроводов. Высота полупроходных каналов принимается не менее 1,4 м, свободный проход - не менее 0,6 м; при этих габаритах возможно проведение мелкого ремонта труб.

Непроходные каналы имеют наибольшее распространение среди других видов каналов Каждый вид кана-

канала применяется в зависимости от местных условий изготовления, свойств грунта, места прокладки. В непроходные каналы укладывают трубопроводы тепловых сетей, не требующие постоянного надзора.

Глубина заложения каналов принимается исходя из минимального объема земляных работ и надежного укрытия от раздавливания транспортом. Наименьшее заглубление от поверхности земли до верха перекрытия каналов в любом случае принимается не менее 0,5 м.

Бесканальная прокладка - перспективный и экономичный способ строительства тепловых сетей. Перечень строительно-монтажных операций, а следовательно, и объем работ при бесканальной

прокладке значительно уменьшается, благодаря чему стоимость сетей по сравнению с канальной прокладкой снижается на 20- 25%. По этим соображениям тепловые сети с диаметрами трубо-

Камеры устанавливают по трассе подземных теплопроводов для размещения в них задвижек, сальниковых компенсаторов, неподвижных опор, ответвлений, дренажных и воздушных устройств, измерительных приборов.

НАДЗЕМНАЯ ПРОКЛАДКА

Воздушная прокладка имеет ряд положительных эксплуатационных преимуществ:

а) лучшая доступность и обозреваемость сетей, способствующие своевременному устранению неисправностей; б) отсутствие разрушающего влияния грунтовых вод; в) использование более надежных в работе П-образных компенсаторов; г) широкая возможность устройства прямолинейного продольного профиля теплопроводов, при котором уменьшается количество воздушных и спускных вентилей.

Вместе взятые факторы способствуют повышению долговечности и снижению стоимости сетей по сравнению с канальной прокладкой на 30-60%· Использование надземной прокладки снять ограничения параметров теплоносителей, установленных для подземных сетей. Надземная прокладка осуществляется на отдельно стоящих стойках и эстакадах.

Эстакады сооружают для совместной прокладки большого числа трубопроводов различного назначения и диаметров.

31. Тепловая изоляция

Экономическая эффективность систем теплоснабжения при современных масштабах в значительной мере зависит от тепловой изоляции оборудования и трубопроводов. Тепловая изоляция служит для уменьшения тепловых потерь и обеспечения допустимой температуры изолируемой поверхности.

Материалы используемые в качестве теплоизолятора должны обладать высокими теплозащитными свойствами и низким водопоглащением в течение длительного срока эксплуатации.

Высокие требования предъявляются к химической чистоте изоляторов. Изоляционные материалы, содержащие химические соединения агрессивные по отношению к металлу, не допускаются к применению, т.к. при увлажнении эти соединения вымываются, поадая на металлические поверхности, вызывают их коррозию. Например, шлаки и ваты относятся к числу качественных изоляторов, но содержание окислов серы более 3% делает их непригодными во влажных условиях.

Коэффициент теплопроводности большинства сухих изоляционных материалов изменяется в пределах 0,05 – 0,25 Вт/м °C.

Операции по нанесению тепловой изоляции выполняются в определенной технологической последовательности, разделяющейся на этапы: 1) подготовка труб или оборудования; 2) антикоррозийная защита; 3) нанесение основного слоя теплоизоляции; 4) наружная отделка конструкции.

При подготовке наружная поверхность очищается от ржавчины и грязи до металлического блеска. Трубы очищаются электрическими и пневматическими щетками, пескоструйными аппаратами. Затем обезжириваются уайт-спиритом, бензином или другими растворителями.

Для защиты металла от коррозии применяют битумные мастики и пасты.

Основной изоляционный слой выполняют из материалов, отвечающих требованиям изолятора. Толщина слоя принимается в зависимости о теплофизических свойств материала и норм, предъявляемых к поверхности.

Наружная отделка состоит из покровного слоя и защитного покрытия. Покровный слой, толщиной 10-20 мм, служит для предохранения основного слоя от атмосферных осадков, грунтовой влаги и механического повреждения. Защитное покрытие наносят на покровный слой наклеиванием водоотталкивающих рулонов с последующей окраской. Такая защита повышает надежность покровного слоя, улучшает оформление внешнего вида, повышает механическую прочность всей изоляционной конструкции и увеличивает срок ее службы.

32. Пуск тепловых сетей

Пуск систем теплоснабжения в промышленную эксплуатацию производит пусковая бригада по программе, составленной руководителем приемочной комиссии.

За основу пусковой схемы принимается исполнительная схема вновь сооруженной или действующей тепловой сети. Для организованного проведения пусковых операций тепловая сеть разделяется на секционные участки. Для каждого секционного участка на пусковой схеме сетей, указывается емкость, необходимая для расчета времени заполнения участка, отмечается расположение грязевиков, задвижек, П-образных и сальниковых компенсаторов, камер с размещенными в них приборами и дренажной арматурой, неподвижных опор. В плане пуска сетей указывается очередность и правила заполнения секционных участков, а так же продолжительность выдержки давления в различные периоды.

Пуск водяных тепловых сетей начинается с наполнения секционного участка водопроводной водой, нагнетаемой в обратную магистраль под напором подпиточного насоса. В теплое время года сети наполняются холодной водой. При температуре воздуха ниже +1, рекомендуется прогревать воду до +50.

В период заполнения на обратном трубопроводе перекрываются все спускные краны и задвижки на ответвлениях, открытыми остаются лишь воздушники.

После заполнения всей секции производится двух-трехчасовая выдержка для окончательного удаления воздушных скоплений.

Сначала заполняются магистральные трубопроводы, затем распределительные и квартальные сети, и в конце ответвления к зданиям.

Следующий шаг пусковой операции является опрессовка на плотность и прочность, которая производится последовательно на всех секциях. После испытания прочность системы приступают к промывке трубопроводов от грязи, окалины и шлама, занесенных во время монтажных работ. Промывка ведется до полного осветления воды, в конце промывки сети заполняют химически очищенной водой.

Общий расход воды на гидравлические испытания и промывку составляет два-три объема всей теплосети.

После некоторого периода циркуляции воды, необходимого для проверки состояния компенсаторов, опор, арматуры, производится подключение станционных подогревателей для подогрева сетей. Операция подогрева производится медленно, скорость прогрева не больше 30 градус цельсия в час.

Мелкие дефекты (утечки через дренажи, воздушные скопления) устраняются в процессе прогрева. Для исправления крупных неисправностей необходима остановка сети.

После устранения всех неисправностей теплопровод пускается в 72-часовую контрольную эксплуатацию.

Пуск тепловых вводов, пунктов и подстанций сводится к гидравлической опрессовке, выполняемой в теплое время года.

  • БУХТА - часть водоёма, обособленная от открытых вод отрезками берега или островами…
  • Естествознание. Энциклопедический словарь

  • БУХТА - более или менее глубоко вдающийся в сушу участок моря. Б. бывают: абразионные - возникшие вследствие неравномерной абразии берега…

    Геологическая энциклопедия

  • БУХТА - полузамкнутая прибрежная часть водоема, отделенная от открытых вод отрезками берега или островами, с малой циркуляцией водных масс и поэтому особенно подверженная разрушительному действию…

    Способы прокладки трубопроводов тепловых сетей

    Экологический словарь

  • БУХТА - 1) небольшой залив, защищённый от ветра и волнения выступающими в море частями берега или близлежащими островами. Б. используются часто для стоянок лодок, судов…

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Бухта - длинная труба, смотанная на барабане или бухтосверточной машине…

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • БУХТА - небольшой залив, защищенный от ветра, открытый к морю с одной какой-либо стороны и удобный для стоянки судов…

    Морской словарь

  • Бухта - небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши. Местные условия определяют гидрологический режим Б., несколько отличающийся от режима прилегающих к ней…
  • Находка бухта (бухта у берега Обской губы) - Находка бухта, бухта у западного берега Обской губы в Ямало-Ненецком национальном округе. Вдаётся в сушу на 9 км, мелководна, при отливе обнажается песчано-илистая полоса дна шириной до 2‒3 км. Вода пресная…

    Большая Советская энциклопедия

  • Находка бухта (бухта у берега Японского моря) - Находка бухта, бухта залива Америка, у северно-западного берега Японского моря, в Приморском крае РСФСР. Длина 4,6 км, ширина 1,8 км. Зимой большая часть бухты замерзает…

    Большая Советская энциклопедия

  • БУХТА - часть водоема, обособленная от открытых вод отрезками берега или островами…

    Большой энциклопедический словарь

  • бухта - I бу́хта I. "залив", из нем. Bucht – то же, связано с biegen "гнуть"; см. Клюге-Гётце. II бу́хта II. "вода, насыщенная снегом на льду", арханг. , также у́хта, у́хка. Согласно Калиме, заимств…

    Этимологический словарь Фасмера

  • бухта - ; мн. бу/хты, Р….

    Орфографический словарь русского языка

  • БУХТА - жен., нем. морской залив, заводь. | Круг укладки якорного каната, на палубе. Команда: Из бухты вон, перед отдачей якоря, остерегает людей, отскочить от разведенного каната…

    Толковый словарь Даля

  • БУХТА - БУ́ХТА, -ы, жен. Небольшой глубокий залив…

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • БУХТА - БУ́ХТА, бухты, жен. …

    Толковый словарь Ушакова

  • Теплотехника СВИТ СПБ » Полезные материалы » Канальная и бесканальная прокладка теплотрасс

    Подземная прокладка — это оптимальный способ организации тепловых сетей в условиях населенных пунктов. Используется несколько технологий:

    • канальная (непроходные, полупроходные каналы);
    • туннельная (проходные каналы);
    • с использованием общих подземных инженерных коллекторов;
    • бесканальный способ.

    Выбор варианта определяется конкретными условиями территории, по которой будет проходить тепломагистраль, требованиями к надежности трубопровода, диаметром его труб, соответствием экономических затрат бюджету строительства, используемыми технологиями строительства.

    Канальная прокладка

    Технология прокладки тепломагистралей в специально подготовленных каналах считается наиболее надежной и проверенной. Это универсальный способ обустройства тепловых трасс в грунте любого типа. Такой способ позволяет:

    • использовать железобетонные лотковые конструкционные элементы и плиты перекрытия в качестве каналообразующих конструкций трубопровода;
    • использовать теплоизоляцию (минеральная вата, стекловолокно и пр.) навесного типа;
    • исключить контакт трубопровода с грунтом, который способен оказать на металл разрушительное механическое и электрохимическое воздействие;
    • разгрузить трубопровод от временных транспортных нагрузок;
    • обустраивать камеры на линейных частях трубопроводов для монтажа отводов, запорно-регулирующей и контролирующей аппаратуры;
    • обеспечить свободное деформационное перемещение труб при их нагревании (осевое и поперечное);
    • снизить стоимость прокладки трубопроводов благодаря отсутствию дорогостоящих сальниковых компенсаторов температурного расширения;
    • обеспечить дополнительную защиту граждан от поражения горячей водой в случае повреждения трубопровода.

    Канал может иметь монолитную структуру и заливаться непосредственно на месте монтажа или же собираться из отдельных готовых лотков.

    Способы прокладки тепловых сетей

    Готовые каналы - это общие инженерные тоннели и коллектора.

    Бесканальная прокладка

    При бесканальной прокладке трубы засыпаются в отсыпанной песком траншее грунтом без применения каких-либо ограждающих конструкций. Этот способ при использовании современных теплоизолирующих материалов имеет ряд преимуществ. Также для него характерны и определенные недостатки… Итак, при бесканальной прокладке:

    • используются предизолированные трубопроводы;
    • снижается стоимость монтажных работ;
    • отсутствуют ограждающие конструкции для труб;
    • обеспечивается нормальная эксплуатация трубопроводов при высоком уровне грунтовых вод;
    • отсутствует свободный доступ персонала к трубам для контроля и ремонта.

    Алгоритм обустройства бесканальных теплотрасс таков:

    • копание траншеи;
    • выравнивание ее основания и отсыпка песком;
    • укладка труб;
    • засыпка и трамбовка грунта;
    • засыпка гравийной прослойки и заливка бетонного перекрытия под асфальтирование;
    • асфальтирование или благоустройство территории.

    Отдельным видом бесканального монтажа трубопроводов теплоснабжения является метод горизонтально-направленного бурения или продавливания. Эта технология позволяет обустраивать трубопроводы под различными препятствиями: полотнами автодорог, железнодорожными путями, руслами рек и каналов.

    Выбор способа для монтажа теплотрассы определяется доступными техническими средствами и особенностями территории, на которой планируется прокладка тепломагистралей, их параметрами и эксплуатационными режимами.

    Канальная и бесканальная прокладка теплотрасс

    Тепловая сеть - это система трубопроводов с круговой циркуляцией теплоносителя (источник тепла - потребитель - источник тепла). Теплотрасса - это часть теплоснабжающей системы, соединяющая потребителя с источником тепла.

    Выбор способа прокладки тепловых сетей

    Монтаж теплотрасс традиционными способами

    Прокладка теплосетей может выполняться в почве или над поверхностью земли на специальных опорах. Традиционно монтаж подземных теплотрасс выполняется канальным и бесканальным методом.

    • Канальная прокладка теплосети предполагает укладку труб в канале, обустроенном в заранее вырытой траншее. Каналы могут быть монолитными (с залитым основанием и армированными стенками) и лотковыми, которые представляют собой готовый железобетонный лоток.
    • Бесканальная прокладка теплосети предполагает установку труб прямо в траншее. Чтобы трубопровод не контактировал с грунтом, используется пенополиуретановая (ППУ) изоляция.

    Бестраншейная прокладка теплосетей

    Традиционные траншейные методы прокладки трубопровода теплосети требуют значительных трудовых и финансовых затрат, а в некоторых местах вырыть траншею вообще невозможно.

    В условиях плотной городской застройки, где трубопровод «встречается» с автодорогами, зданиями и сооружениями, оптимальным решением является прокладка теплотрассы в земле с помощью горизонтально направленного бурения (ГНБ). В этом случае в предварительно подготовленную скважину протягивается футляр из стали или ПНД, который исключает соприкосновение трубопровода с грунтом.

    Прокладка теплосети под дорогой или другим препятствием методом ГНБ включает в себя несколько стадий:

    1. Пилотное бурение. Головка бурильной установки пробуривает в почве предварительную скважину и расширяет ее до нужного диаметра за один или несколько проходов.
    2. Расширение канала. Пилотная скважина расширется до нужного диаметра.
    3. Прокладка футляра. Буровая установка протягивает в канал сваренные секции футляра.
    4. Монтаж трубопровода. В стальной или ПНД-футляр затягиваются трубы теплосети, заключенные в ППУ-изоляцию.

    Преимущества прокладки теплосети методом ГНБ

    В сравнении с традиционными способами устройства трубопроводов горизонтально направленное бурение имеет множество достоинств. Это:

    Бестраншейная прокладка теплотрасс особенно востребована в условиях плотной городской застройки. Профессиональное буровое оборудование позволяет менять изношенные коммуникации в местах с развитой инфраструктурой, прокладывать новые трубопроводы под различными препятствиями - дорогами, зданиями и сооружениями.

    Компания «Системы ДИТЧ ВИТЧ» предлагает буровые установки американского производства под маркой Ditch Witch®. Компактные самоходные агрегаты подходят для прокладки трубопроводов в практически любых, на различной глубине под любыми препятствиями.

    Чтобы заказать буровую установку, позвоните по телефону на сайте или заполните форму обратной связи.

    Выбрать буровую установку ГНБ

    все установки гнб

    Если вам необходимо выполнить однократную работу и приобретение бурового оборудования не оправданно, мы поможем найти субподрядную организацию.

    Компания "Системы ДИТЧ ВИТЧ" сотрудничает с организациями, занимающимися прокладкой коммуникаций методом горизонтально направленного бурения, прокладкой коммуникаций открытым способом, рытьем траншей, разрушением труб (санация коммуникаций) и другими работами по всей России.

    Основными типами тепловой изоляции трубопроводов теплосетей в настоящее время являются:

    ■ изоляция из прошивных минераловатных матов;

    ■ изоляция из базальтового волокна;

    ■ изоляция из армопенобетона (АПБ);

    ■ пенополимербетонная (ППБ) изоляция;

    ■ пенополиуретановая (ППУ) изоляция;

    ■ пенополимерминеральная (ППМ) изоляция;

    ■ изоляция из пенополиэтилена.

    Два первых типа изоляции применяются для наземной и канальной прокладки, а изоляция из АПБ, из пенополиэтилена, ППБ, ППУ и ППМ изоляция - для бесканальной прокладки. При этом применение изоляции из базальтового волокна и минеральной ваты невозможно на бесканально проложенных трубопроводах, а остальные типы изоляции, несмотря на то, что в основном используются при бесканальной прокладке, могут применяться при любых видах прокладки.

    В настоящее время бесканальная прокладка трубопроводов, безусловно, широко востребована, но если рассматривать весь спектр рынка изоляционных конструкций, то стоит обратить внимание на изоляционные конструкции максимальной заводской готовности. В ряду таких особого внимания заслуживает изоляция конструкции типа СТУ. Конструкция этой навесной изоляции позволяет в разы сократить сроки производства работ на наземной и канальной прокладке и имеет следующие преимущества над аналогами:

    ■ сохранение своих геометрических характеристик в процессе монтажа и эксплуатации (отсутствие «сминания» при устройстве покровного слоя и провисания при эксплуатации);

    ■ снижение веса 1 п м трубопровода в изоляции;

    ■ повышенная гидроизоляция за счет использования гидрофобного покровного слоя;

    ■ возможность многократного применения, что особенно актуально на байпасах теплосети;

    ■ доступность трубопровода для визуального контроля и ведения ремонтных работ;

    ■ наличие элементной базы для изоляции компенсаторов и арматуры.

    В соответствии со СНиП 41-03-2003* , основные технические характеристики различных теплоизоляционных изделий для трубопроводов теплосетей приведены в табл. 1.

    Таблица 1. Основные технические характеристики различных теплоизоляционных изделий для трубопроводов тепловых сетей .

    Разделяя принципы выбора технологий при строительстве теплосетей на технические и экономические, можно выделить следующие подходы.

    1. Технические:

    ■ удобство строительства и эксплуатации;

    ■ унификация с существующими технологиями прокладки сетей;

    ■ наличие квалифицированного персонала для эксплуатации;

    ■ наличие технической базы для ведения текущего ремонта;

    ■ повышение надежности.

    2. Экономические:

    ■ капитальные затраты в строительство и материалы;

    ■ снижение эксплуатационных затрат;

    ■ снижение потерь;

    ■ наличие производственной базы в транспортной доступности от объекта строительства.

    В табл. 2 приведены усредненные показатели стоимости строительства 1 км тепловой сети (с учетом стоимости проектно-изыскательских работ, материалов, устройства объездных дорог и освоения территории).

    Таблица 2. Стоимость строительно-монтажных работ на прокладку 1 км тепловых сетей, включая монтаж, временные дороги, освоение территории (по укрупненным показателям на ноябрь 2010 г., без учета НДС)*.

    При анализе факторов, влияющих на выбор применяемых технологий, зачастую оказывается, что отсутствие финансирования, производственных баз и опыта эксплуатации, приводит к применению «традиционных» методов ремонта и строительства тепловых сетей с использованием низкоэффективных технологий и методов проведения работ.

    В настоящее время в рамках Федерального закона от 23.11.2009 г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.» и Федерального закона от 27.07.2010 г № 190-ФЗ «О теплоснабжении» большинство


    крупных российских теплоснабжающих компаний уже разработали (или разрабатывают) инвестиционные программы по внедрению инновационных технологий в теплоснабжении для повышения его надежности и энергоэффективности. Но эти программы в большинстве своем не охватывают муниципальные предприятия и службы ЖКХ, не принадлежащие частным компаниям и компаниям с государственным участием. Муниципальные предприятия, несмотря на обязательства к ним по тем же указанным выше федеральным законам (№ 261-ФЗ и № 190-ФЗ), ограничены в своей работе Федеральным законом от 21.07.2005 г № 94- ФЗ «О размещении заказов...», по которому основным критерием выбора технологий, поставщика или подрядчика является цена, а не квалификация участника и качество продукции.

    При таком положении дел создание системы качества, основанной на применении энергоэффективных технологий, качественном строительстве, проектировании и производстве материалов, становится практически невозможным.

    Сегодняшнее состояние нормативно-технической базы тоже является переходным, т.к. в рамках Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до сегодняшнего дня идет перестройка норм и правил во всех отраслях, включая теплоснабжение: актуализируются нормы и правила, регламентирующие проектирование, строительство и требования к материалам, которые применяются в строительстве тепловых сетей. В ближайшее время в рамках гармонизации европейских стандартов (EN) и российских национальных стандартов к материалам, используемым при прокладке тепловых сетей, будут установлены более жесткие требования в части энергосбережения и надежности, что приведет к массовому изменению технологии производства, замене используемых материалов и изменению технологий производства работ при строительстве и проектировании тепловых сетей.

    Оценивая в целом качество тепловых сетей и темпы их замены и ремонта, отметим, что износ тепловых сетей в России достигает 70%, а по некоторым регионам доходит до 100%. Для поддержания требуемого уровня надежности необходима перекладка до 7% (около 17000 км) протяженности всех тепловых сетей в РФ. Однако на сегодняшний момент перекладывается не более 5000 км в год, при этом 20-25% этих перекладок приходится на города «миллионники». Так, в Москве перекладывается ежегодно около 300 км тепловых сетей, в Санкт-Петербурге - 200 км. Объем использования энергоэффективных материалов при перекладках трубопроводов тепловых сетей еще ниже: в Москве, например, применение предизолированных стальных трубопроводов и пластиковых труб для ГВС с низким коэффициентом теплопроводности составляет 90% всего объема перекладок, а в Томске из максимальных 3 км (при суммарной протяженности 133 км) перекладки в год приходится только 1,5 км на инновационные технологии.

    Внедряемые энергоэффективные технологии - это, в первую очередь, стальные предизолированные трубопроводы и трубопроводы из пластика для распределительных тепловых сетей и сетей ГВС. На сегодняшний день применение сшитого полиэтилена и нержавеющей гофрированной трубы в ППУ изоляции в наружных тепловых сетях зарекомендовало себя с положительной стороны. Конечно, требуется увеличение объемов производства и постоянное совершенствование технологий и конструкций, но в условиях плотной городской застройки, необходимости снижения капитальных затрат на производство строительно-монтажных работ и увеличения срока службы трубопроводов, перспективы применения таких трубопроводов видятся очень привлекательными для дальнейшего широкого внедрения.

    Следует отметить, что суммарная мощность производителей одного из самых востребованных продуктов на рынке теплоснабжения, а именно труб в ППУ изоляции, составляет порядка 10 тыс. км в год, но используется эта мощность не более чем на 60%. А объем производства крупнейшего на российском рынке производителя (доля рынка которого составляет 80%) трубопроводов из сшитого полиэтилена для тепловых сетей на период с 2004 по 2010 гг. составил всего 3000 км.

    Учитывая изложенное, можно сделать следующий вывод: наличие административных барьеров при создании качественных тепловых сетей, отсутствие инвестиционных программ и программ повышения надежности и эффективности приводят к дополнительным расходам теплоснабжающих и муниципальных предприятий, связанных с повреждениями, потерями и расходами на текущие ремонты, что в итоге сказывается на увеличении тарифа на тепловую энергию без повышения качества теплоснабжения.

    При этом на законодательном уровне сегодня созданы все условия для обеспечения надежного и энергоэффективного теплоснабжения, повышения качества проектных и строительномонтажных работ, без создания дефицита бюджета с привлечением кредитных средств и прозрачными способами возврата инвестиций.

    Литература

    1. Шойхет Б.М. Тепловая изоляция трубопроводов тепловых сетей надземной и подземной канальной прокладки с применением материалов «Isotec» // Материалы конференции «Тепловые сети. Современные решения» (1719 мая 2005 г. НП «Российское теплоснабжение»).

    Трубопроводы тепловых сетей могут быть проложены на земле, в земле и над землей. При любом способе монтажа трубопроводов необходимо обеспечивать наибольшую надежность работы системы теплоснабжения при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах.

    Капитальные затраты определяются стоимостью строительно-монтажных работ и затраты на оборудование и материалы для прокладки трубопровода. В эксплуатационные включают затраты по обслуживанию и содержанию трубопроводов, а так же затраты связанные с потерей тепла в трубопроводах и расходом электроэнергии на всей трассе. Капитальные затраты определяются в основном стоимостью оборудования и материалов, а эксплуатационные - стоимостью тепла, электроэнергии и ремонта.

    Основными видами прокладками трубопроводов являются подземная и надземная . Подземная прокладка трубопроводов наиболее распространена. Она подразделяется на прокладку трубопроводов непосредственно в земле (бесканальная) и в каналах. При наземной прокладке трубопроводы могут находиться на земле или над землей на таком уровне, что бы они не препятствовали движению транспорта. Надземные прокладки применяются на загородных магистралях при пересечении оврагов, рек, железнодорожных путей и других сооружений.

    Надземные прокладки трубопроводов в каналах или лотках расположенных на поверхности земли или частично заглубленных, применяются, как правило, в районах с вечномерзлыми грунтами.

    Способ монтажа трубопроводов зависит от местных условий объекта - назначения, эстетических требований, наличия сложных пересечений с сооружениями и коммуникациями, категории грунта - и должен приниматься на основании технико-экономических расчетов возможных вариантов. Минимальные капитальные затраты требуются на монтаж теплотрассы с использованием подземной прокладки труб без излояции и каналов. Но значительные потери тепловой энергии, особенно во влажных грунтах, приводят к существенным дополнительным затратам и к преждевременному выходу трубопроводов из строя. В целях обеспечения надежности работы теплопроводов необходимо применять механическую и тепловую их защиту.

    Механическая защита труб при монтаже труб под землей может быть обеспечена путем устройства каналов, а тепловая защита - путаем применения тепловой изоляции, нанесенной непосредственно на наружную поверхность трубопроводов. Изоляция труб и прокладка их в каналах увеличивают первоначальную стоимость теплотрассы, но быстро окупаются в процессе эксплуатации за счет повышения эксплуатационной надежности и уменьшения тепловых потерь.

    Подземная прокладка трубопроводов.

    При монтаже трубопроводов тепловых сетей под землей могут быть использованы два способа:

    1. Непосредственная прокладка труб в земле (бесканальная).
    2. Прокладка труб в каналах (канальная).

    Прокладка трубопроводов в каналах.

    Для того, что бы защитить теплопро-вод от внешних воздействий, и для обеспечения свободного теплового удлинения труб предназначе-ны каналы. В зависимости от ко-личества прокладывае-мых в одном направле-нии теплопроводов при-меняют непроходные, по-лу проходные или про-ходные каналы.

    Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию.

    Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией.

    Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распре-деления сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен состав-лять порядка 0,8—1,2 м и не менее. 0,6 м в мес-тах, где движение автотранспорта запрещено.

    Непроходные каналы применяются при большом числе труб небольшого диа-метра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобе-тонные одно- или многоячейковые.

    Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диа-метров.

    Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготов-ки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредст-венно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопро-водов.

    Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных эле-ментов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железо-бетонных плит КС.

    Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элемен-тов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.

    Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.

    В каналах типа КС стеновые панели устанав-ливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.

    Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или пес-чаной подготовки в зависимости от вида грунта.

    Наряду с рассмотрен-ными выше каналами применяются и другие их типы.

    Сводча-тые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выпол-няют лишь основание ка-нала.

    Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый ка-нал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов.

    При монтаже непроходного ка-нала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполняют в виде железобе-тонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают спе-циальной стенкой, выполненной из кирпича.

    Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких каналах возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроход-ных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зе-леных насаждений.

    Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полу-проходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие про-езжей части исключено. Высоту полупроходного канала прини-мают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобе-тонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.

    Проходные каналы применяют при наличии большого количества труб. Их прокладывают под мостовыми крупных магистралей, на территориях боль-ших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Наряду с теплопроводами в проходных каналах располагают и другие подземные коммуни-кации - электрокабели, телефонные кабели, водопровод, газо-провод и т. п. В коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осмотра и ликвидации аварии.

    Проходные каналы должны иметь естественную вентиляцию с трехкратным обменом воздуха, обеспечивающую температуру воздуха не более 40° С, и освещение. Входы в проходные каналы устраивают через каждые 200 - 300 м. В местах, где располага-ются сальниковые компенсаторы, предназначенные для восприя-тия тепловых удлинений, запорные устройства и другое оборудо-вание, устраивают специальные ниши и дополнительные люки. Высота проходных каналов должна быть не менее 1800 мм.

    Их конструкции бывают трех типов — из ребри-стых плит, из звеньев рамной конструкции и из блоков.

    Проходные каналы из ребристых плит , выполняют из четырех железобетонных панелей: днища, двух стенок и плиты перекрытия, изготовляемых заводским способом на про-катных станах. Панели соединены болтами, а наружная поверх-ность перекрытия канала покрывается изоляцией. Секции канала устанавливаются па бетонную плиту. Вес одной секции такого ка-нала сечением 1,46х1,87 м и длиной 3,2 м составляет 5 т, входы устраивают через каждые 50 м.

    Проходной канал из железо-бетонных звеньев рамной конструкции , сверху покрывается изоляцией. Элементы канала имеют длину 1,8 и 2,4 м и бывают нормальной и повышенной прочности при заглублении соответст-венно до 2 и 4 м над перекрытием. Железобетонную плиту подкладывают только под стыками звеньев.

    Следующий вид это коллектор, изготовляемый из же-лезобетонных блоков трех типов: Г-образного стенового, двух плит перекрытия и днища. Блоки в стыках соединяются моно-литным железобетоном. Эти коллекторы выполняются также нормальными и усиленными.

    Бесканальная прокладка.

    При бесканальной прокладке за-щиту трубопроводов от механических воздействий выполняет усиленная тепловая изоляция — оболочка.

    Достоинствами бесканальной прокладки трубопроводов являются: сравнительно небольшая стоимость строительно-мон-тажных работ, уменьшение объема земляных работ и сокраще-ние сроков строительства. К ее недостаткам относятся: усложне-ние ремонтных работ и затруднение перемещения трубопрово-дов, зажатых грунтом. Бесканальную прокладку трубопроводов широко применяют в сухих песчаных грунтах. Она находит при-менение в мокрых грунтах, но с обязательным устройством в зо-не расположения труб дренажа.

    Подвижные опоры при бесканальной прокладке трубопрово-дов не применяются. Трубы с теплоизоляцией укладывают не-посредственно на песчаную подушку, находящуюся на предвари-тельно выровненном дне траншеи. Песчаная подушка, являю-щаяся постелью для труб, имеет наилучшие упругие свойства и допускает наибольшую равномерность температурных переме-щений. В слабых и глинистых грунтах слой песка на дне траншеи должен быть толщиной не менее 100-150 мм. Неподвижные опо-ры при бесканальной прокладке труб представляют собой желе-зобетонные стенки, устанавливаемые перпендикулярно теплопро-водам.

    Компенсация тепловых перемещений труб при любом спосо-бе их бесканальной прокладки обеспечивается при помощи гну-тых или сальниковых компенсаторов, устанавливаемых в специ-альных нишах или камерах.

    На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и обеспечения возможных перемещений устраивают непроходные каналы. В местах пересечения стенки капала трубопроводом в результате неравномерной осадки грунта и основания канала происходит наибольший изгиб трубопроводов. Во избежание из-гиба трубы необходимо оставлять в отверстии стенки зазор, за-полняя его эластичным материалом (например, асбестовым шну-ром). Тепловая изоляция трубы включает в себя утеплительный слой из автоклавного бетона с объемным весом 400 кг/м3, имеющего стальную арматуру, гидроизоляционное покрытие, состоящей из трех слоев бризола на битумно-резиновой мастике, в состав которой входят 5—7% резиновой крошки и защитный слой, вы-полненный из асбестоцементной штукатурки по стальной сет-ке.

    Обратные магистрали трубопроводов изолируются таким же образом, как и подающие. Однако наличие изоляции об-ратных магистралей зависит от диаметра труб. При диаметре труб до 300 мм устройство изоляции обяза-тельно; при диаметре труб 300-500 мм устройство изоляции должно быть определено технике экономическим расчетом исходя из местных условий; при диаметре труб 500 мм и более уст-ройство изоляции не предусматривается. Трубопроводы при такой изоляции укладывают непосредст-венно на выровненный уплотненный грунт основания траншеи.

    Для понижения уровня грунтовых вод предусматривают специальные дренажные трубопроводы, которые укладывают на глубине 400 мм от дна канала. В зависимости от условий работы дренажные устройства могут быть выполнены из различных труб: для безнапорных дренажей применяют керамические бетонные и асбестоцементные, а для напорных - стальные и чу-гунные.

    Дренажные трубы прокладывают с уклоном 0,002—0,003. На поворотах и при перепадах уровней труб устраивают специаль-ные смотровые колодцы по типу канализационных.

    Надземная прокладка трубопроводов.

    Если исходить из удобства монтажа и обслуживания то прокладка труб над землей является более выгодна чем прокладка под землей. Так же это требует меньших материальных затрат. Однако это поритит внешний вид окружающей среды и поэтому такой вид прокладки труб не везде может применяться.

    Несущими конструкциями при надземной прокладке трубо-проводов служат: для небольших и средних диаметров — надзем-ные опоры и мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от поверхности; для трубопроводов больших диаметров, как правило, опоры-эстакады. Опоры, обычно, выполняют из железобетонных блоков. Мачты и эстака-ды могут быть как стальными, так и железобетонными. Расстоя-ние между опорами и мачтами при надземной прокладке должно быть равно расстоянию между опорами в каналах и зависит от диаметров трубопроводов. В целях сокращения количества мачт устраивают при помощи растяжек промежуточные опоры.

    При надземной прокладке тепловые удлинения трубопрово-дов компенсируются при помощи гнутых компенсаторов, требу-ющих минимальных затрат времени на обслуживание. Обслуживание арматуры производится со специально устраиваемых площадок. В качестве подвижных следует применить катковые опоры, создающие минимальные горизонтальные усилия.

    Так же при надземной прокладке трубопроводов могут применяться низкие опоры, которые могут быть выполнены из металла или низких бетонных блоков. В местах пересечения такой трассы с пешеходными дорожками устанавливают специальные мостики. А при пересечении с автодорогами - или выполняют компенсатор нужной высоты или под дорогой прокладывают канал для прохода труб.

    Бесканальная прокладка тепловых сетей отдается модернизации и приобретает все большую популярность в деятельности возведения и усовершенствования. При модернизации внутриквартальных теплолиний существуют наиболее массовые вероятности монтажа тепловых сетей в подвалах, чем во время нового возведения, т. к. возведение новейших линий зачастую обгоняет возведение сооружений.

    В результате данной выкладки труб из стали, чтобы избежать неритмичные просадки, возбуждающей добавочные усиления, как правило, независимые стояки под труботрассой не ставят. Трубоводы здесь выкладывают на незатронутую почву либо на трамбованный песочный пласт. Независимые стояки используют только на поворотных углах и в местах постановки гнутых корректоров, где сберегаются канальные места.

    Во время прокладки теплосетей отрывание рвов и обустройство основы необходимо предпринимать только при присутствии труб для возводимой части линий, беря во внимание, что разница в периодах промеж отрыванием рвов и выкладкой труб обязано быть наименьшим. По отношению к окрестным ситуациям и общепринятого в плане выполнения работ заключения, или формируют вдоль магистрали 1 либо несколько платформ для сварки. Где трубопровод (по 2-3) приваривают в элементы, или располагают и приваривают их в элементы прямо вдоль всей магистрали на дистанции 1.5-2 метра от отмеченного и означенного кольями края рва с 1 ее стороны, т.к. на следующую сторону будут выбрасывать грунт при рытье канавы.

    Фото объектов

    Объекты на карте

    Видео компании "ПРОМСТРОЙ"

    Посмотреть другие видео

    Стоимость бесканальной прокладки тепловых сетей

    Наименование услуги Цена
    Техническое обслуживание тепловых пунктов (независимая схема) от 6 000 руб/мес
    Техническое обслуживание тепловых пунктов (зависимая схема) от 10 000 руб/мес
    Техническое обслуживание УУТЭ от 3 000 руб/мес
    Установка УУТЭ от 250 000 руб
    Гидравлические испытания (опресовка) от 7 000 руб
    Химпромывка теплообменника от 8 000 руб

    Бывает как канальная, так и бесканальная укладка труботрассы

    При канальной

    Методика выкладки теплотрассы в спецподготовленных траншеях считается более практичной и испытанной. Это всеохватывающий метод устройства тепломагистралей в почве любого вида. С этим методом можно:

    • Применять комплектующие из лоткового железобетона, также перекрывающие плиты в виде каналоформирующих строений труботрассы тепловой сети;
    • Применять теплоизоляцию (минвата, стекловолокно и др.) навесного вида;
    • Элиминировать контакт трубы с почвой, который может проявить на металл губительное механическое и эл. химическое действие;
    • Освободить труботассу от временных транспортных мощностей;
    • Оборудовать камеры на сетевых участках магистрали для сборки отводов, стопорно-контрольного и стабилизирующего оборудования;
    • Снабдить свободное контракционное перестроение труб при их сильном нагреве (продольное и пересекающее);
    • Понизить цену выкладки труб, т.к. нет дорогих сальниковых уплотнителей t расширения;
    • Снабдить добавочную безопасность от попадания ГВС, если имеются неисправности трубовода;

    Траншея способна иметь монолитную конфигурацию и заливаться прямо на участке сборки либо монтироваться из раздельных подготовленных лотков. Подготовленные каналы - это единые инженерные проходы и распределители.

    Бесканальная прокладка теплотрассы

    В этом случае засыпают в отбавленном песком рве почвой без использования каких-то ограждающих строений. Данный метод при применении новейших теплоизолирующих изделий имеет множество достоинств.

    В результате, при этой выкладке:

    1. Употребляются предизоляционные труботрассы;
    2. Понижается ценовая категория самой сборки;
    3. Нет ограждающих строений для трубопровода;
    4. Гарантируется типичное употребление магистрали при высокой степени почвенных вод;
    5. Нет типичного доступа штата к труботрассе для ревизии и исправления;

    Алгоритм устройства данных тепловых сетей такой:

    1. Копание канавы;
    2. Подгонка ее основы и отсыпание грунтом;
    3. Выкладка самих труб;
    4. Засыпание и утрамбовка;
    5. Засыпание слоя из гравия, затем засыпание бетонного пересечения под асфальтирование;
    6. Засыпание либо облагораживание местности;
    7. Асфальтирование либо облагораживание местности;

    Рассчитать стоимость бесканальной прокладки теплосетей за Вас

    Раздельным типом бесканальной сборки магистрали теплопоставления считается способ горизонтального направленного сверления либо продавливания. Данная методика позволяет устраивать труботрассы под разными препятствиями: автомобильными дорогами, железнодорожными линиями, различными реками, а также каналами.

    Преимуществами бесканальной прокладки считаются: довольно небольшая ценовая категория строительно-сборочных действий, снижение величины работ на земле и уменьшение периодов возведения.

    К минусам можно отнести: сложность реконструкции и трудность передвижения магистрали, которые зажаты почвой. Данную выкладку тепловой магистрали широко употребляют в сухих песчаных почвах. Она определяет эксплуатацию во влажной земле, но с обязательным обустройством в местоположении размещения труб осушения.

    Большим количеством строительно-сборочных учреждений используется для этой методики новейший тип теплоизоляции.

    Что еще почитать