Расселение восточных славян. I

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).


Восточные славяне в древности

  1. Праславяне (древние предки славян)
Сколоты. Об этом народе упоминает древнегреческий историк Геродот («отец истории»). Населяли Крым и побережье Черного моря. Геродот делил их на:

  • царские скифы;

  • скифы-кочевники;

  • скифы-пахари и др.
Венеды . Этот народ описывал древнеримский историк Тацит. Занимали территории к востоку от Польши.

Анты . О них оставили сведения византийские авторы. Заселяли северное Причерноморье и частично Дунай


  1. ^ Прародина славян
В науке есть миграционные теории происхождения славян (Прибалтийская, Дунайская и т.д.); преобладающей из них можно считать Автохтонную концепцию, т.е. славяне –

коренные жители Восточноевропейской равнины. Поэтому прародина славян – это

сравнительно небольшая территория в бассейне рек Висла и Днепр, на пересечении

современных Польши, Белоруссии, Украины и западных областей России.


  1. ^ Расселение славян
В первые века н.э. (особенно начиная с IV в.) славяне со своей прародины расселяются по 3-м направлениям, заселяя значительную часть Восточной Европы:

  • 1-й поток славян расселился на запад до р. Эльбы (Лаба); возникает ветвь западных славян (поляка, чехи, словаки). В древности были полабские славяне (заселяли почти половину современной Германии, в р-не Берлина), которые впоследствии заселили немцы, уничтожив полабов во времена крестовых походов. От них сохранились мужицкие сербы;

  • 2-й поток славян расселится на юг за р. Дунай на Балканский п-ов, на земли Византийской империи; возникает ветвь южных славян)болгары, сербы, македонцы, хорваты, боснийцы, словенцы);

  • 3-й поток славян расселился на северо-восток до р. Оки, в верховьях р. Волги, о. Ильмень. Здесь же и образуется ветвь восточных славян.

Самые развитые
Союзы восточных славян

  1. Поляне (Днепр, р-он Киева). Создали Киев, занимали самые опасные и богатые земли;

  2. Словене ильменские. Поселяются вокруг о. Ильмень, создают в центре г. Новгород;

  3. Древляне. Обитали к северу от полян, ближе к р. Припять;

  4. Вятичи. Располагались по р. Оке, вследствие возникает Владимиро-Суздальское княжество;

  5. Кривичи. Занимали верховье рек Зап. Двина, Ловать, Волга;

  6. Радимичи. Их расположение находилось между реками Днепр и Десна, также на р. Сожь;

  7. Северяне. К ним относятся территории современной Украины и г. Новгород-Северский;

  8. Дреговичи. Их земли находились на территории современной Белоруссии, по р. Припять;

  9. Полочане. Их расселения располагались по р. Зап.Двина, г. Полоцк;

  10. Волыняне. Они заселяли Зап. Украину, р. Западный Буг;

  11. Белые хорваты. К их территориям относят Карпаты;

  12. Уличи и тиверцы. Занимали территории по р. Днестр, современная Молдавия.
В эпоху Древнерусского государства (Киевской Руси) асе эти племенные союзы сливаются в одну древнерусскую народность.

В период феодальной раздробленности древнерусская народность делится на:


Ветвь восточных славян
- русскую

Украинскую

Белорусскую


  1. ^ Причины расселения славян

  • Внутренняя: (процессы, которые проходили внутри славянского общества – распад родового строя и утверждение у славян военной демократии . У славян сохранилась община – вервь и народное собрание – вече ).
На вече правом голоса обладали только воины. Военная демократия предшествует появлению государства. В период военной демократии важную роль играют военные вожди – князь и профессиональные воины – дружинники. В итоге, для этого периода характерны постоянные походы и переселение славянских племен.

  • Внешняя: (влияние соседей, влияние других народов).
Славяне (особенно восточные) расселялись на магистральном пути движения кочевников (кочевых народов), которые постоянно вторгались на земли славян, таким образом, заставляя их переселяться.

Последовательность набегов и названия кочевых племен:


  • Киммерийцы;

  • Скифы;

  • Сорматы;

  • Гунны (нашествие этих племен вызвало великое переселение народов: спасаясь от кочевников, племена германцев и славян вторгаются на территорию Римской империи);

  • Авары (из Центральной Азии на Дунай). Упоминаются летописцем Нестором;

  • Хазары;

  • Венгры (одновременно с хазарами). Сумели осесть на Дунае;

  • Болгары (Два потока: 1-я часть осядет на Волге, на территории современного Татарстана, создадут государство Волжская Булгария. 2-я часть уйдет на Дунай, где смешается с южными славянами; болгары дадут им свое имя и возникнет государство Дунайская Болгария (современная Болгария);

  • Печенеги;

  • Половцы;

  • Монголо-татары;
В итоге, славянам приходилось уходить в более северные районы.

  1. Соседи славян
- на юге и востоке: кочевники;

На востоке: Волжская Булгария;

На западе: Польша, Венгрия;

На эге: Дунайская Болгария, Византия;

На севере: варяги (славянское название), норманны (европейское название), викинги (самоназвание) – народы северной Европы; скандинавы, предки современных шведов, датчан, норвежцев, исландцев. Эти народы славились как лучшие воины, разбойники и мореплаватели.


  1. Занятия восточных славян

  • Земледелие:
- подсечно-огневая система (в северных лесных районах);

Переложная (на юге; нераспаханные земли, целина);


  • Скотоводство; первоначально скот заменял деньги, один бог – покровитель скота и богатства – Велес;

  • Охота и рыболовство;

  • Бортничество – пчеловодство в колодах и дуплах.

  1. Религия славян
- язычество

  • Поклонение силам природы;

  • Многобожие (политеизм): Ярило – бог солнца, Перун – «громовержец» и покровитель воинов, князей, Велес – бог скота и богатства, Макошь – богиня плодородия;

  • Слой жрецов – волхвы; а также идолы, капища;

  • Система жертвоприношения.

Образование древнерусского государства


  1. Норманнская теория и ее критика.
Первую попытку объяснить, как возникло государство у восточных славян, предприняли три немецких ученых: Байгер, Миллер, Шлецер, которые в XVIIIвеке работали в Российской Академии Наук. У этих ученых были важные заслуги перед русской наукой – они первыми открыли, начали изучать и сохранили для потомков древнейшую русскую летопись (погодная запись событий) «Повесть Временных Лет»; автор – монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Работая с ПВА, ученые обратили внимание на события 862 года: славяне (словене ильменские), устав от смуты и междоусобиц, приглашают в Новгород, в качестве князя, варяга Рюрика. Из этого события немецкие ученые сделали вывод о том, что древнерусское государство было создано не самими славянами, а норманнами во главе с Рюриком. Таким образом, в XVIII веке появляется норманнская теория возникновения древнерусского государства.

Эта теория расколола ученых на два лагеря: на норманистов (сторонников) и антинорманистов (критики). Первым критиком стал М.Ломоносов. Начались ожесточенные споры (около 2,5 веков). В XX веке эти споры стали приобретать политический характер. Также, ее стали использовать враги России.

Гитлеровцы использовали норманнскую теорию, чтобы доказать, что:


  • славяне – неполноценная раса, раса рабов;

  • германцы – высшая раса, раса господ.

Слабые места норманнской теории:


  • Рюрик не был первым русским князем, который упоминается в ПВА. Гораздо раньше (XI век) упоминается князь Кий, основавший г.Киев;

  • Очень мало сведений относительно Рюрика. Некоторые ученые считают его вымышленным персонажем, так как ПВА переписывалась в Новгороде, конкурировавшем с Киевом;

  • Есть гипотеза о том, что Рюрик был выходцем из западных славян (полабских);

  • Много неточностей в истории о призвании Рюрика: в летописи говорится о том, что он прибыл с двумя братьями – Синеусом и Трувером – что в переводе со скандинавского означает «дом» и «дружина»;

  • Варяги (норманны) не превосходили славян по уровню развития, у них у самих еще не было своего государства. На Русь они прибывали в качестве купцов или наемников и на своем языке называли Русь – Гардарика (страна богатых городов);

  • В принципе, один человек не может создать или разрушить государство, общество должно само дорасти до этой стадии. Чтобы призвать Рюрика, уже должен был быть уровень государства.
ВЫВОД: В современной науки дискуссии продолжаются, но ученые приходят к компромиссу. Антинорманисты признают Рюрика реальной личностью, но никто из сторонников норманнской теории уже не говорит о том, что славяне сами не могли создать свое государство. Большинство ученых полагают, что варяги ускорили процесс образования русского государства, то есть стали катализатором. Например, в качестве воинов-наемников.

Рюрик считается родоначальником княжеской династии на Руси (с IX в. по XVI в.). Последние Рюриковичи: Иван Грозный и его сын Федор.
^ Две гипотезы происхождения слова «Русь»


  • южная: к югу от г. Киева была р. Рось;

  • северная: один из вариантов названия варяжских племен – «русы». Многие русские имена скандинавского происхождения: Олег, Ольга, Игорь.

  1. Социально-экономическая теория происхождения государства (классовая)
Эту теорию разрабатывает Маркс, Энгельс, Ленин. Была господствующей в советской науке и до сих пор сохраняет влияние.

Суть социально-экономической теории происхождения государства:


  • Изменения в хозяйстве: появление земледелия, скотоводства, ремесла и железных орудий труда(самое главное);

  • Накопление излишков:

Начинаются гражданские войны между племенами, в ходе которых:


  • Выделяются военные вожди (князья) и профессиональные воины (дружинники), то есть знать, которая присваивает большую часть добычи;

  • Пленников обращают в рабство (холопы);

  • Племена объединяются в союзы;

  • Военная демократия

Теперь семья может прожить в одиночку (за счет железных орудий труда); на смену родовой общине приходит соседская община:


  • Земля делится между семьями;

  • Лучшие и большие земли достаются князьям и дружинникам;

  • В общественном пользовании остаются пастбища и т.д.;

  • Образуется частная собственность.

  • Появляются неравенство, классы; общество раскалывается на богатых и бедных

  • Начинаются социальные конфликты (классовая борьба). Хаос, смута в обществе, при этом старые органы власти (вече, совет, старейшины) уже не могут навести порядок → кто-то должен навести порядок;

  • Появляется государство как особый аппарат управления, включающий в себя войско, суды, тюрьмы, налоги, чиновников, которые, с одной стороны, помогают богатым и держат в повиновении бедных, а с другой стороны, защищают интересы бедных, обеспечивая оборону и порядок.

^ Внутренняя и внешняя политика киевских князей


  1. Князь Кий (XI век); основание г. Киева.

  2. Рюрик (Годы жизни: ? – 879 гг.; годы правления: 862 – 879 гг.); правит только на севере Руси, в Новгороде. Основатель династии Рюриковичей. С ним будет связана норманнская теория;

  3. Олег Вещий (Годы жизни: ? – 912 гг.; годы правления: 879 – 912 гг.); или дальний родственник Рюрика, или наиболее влиятельный военачальник варягов, который занимает престол потому, что сын Рюрика – Игорь – был малолетним;

  1. Внутренняя политика:
- 882г. – Олег из Новгорода совершает поход на Киев, хитростью захватывает его, убивает киевских князей (Оскольд и Дир – либо два брата, либо отец и сын). Олег переносит столицу из Новгорода в Киев, потому что:

  • чернозем;

  • климат;

  • близость к Византии.
Вывод: Объединив два города под своей властью, Олег стал одним правителем Руси;

Олег подчинил своей власти ряд племенных союзов;

При Олеге возникает полюдье – система сбора дани.


  1. Внешняя политика:
Олег определил два направления, которые будут повторяться у всех киевских князей:

Борьба с кочевниками (Олег прославился победами над хазарами);

Походы на Византию и договор с ней (907 г. – знаменитый поход на Константинополь);

Выгодные договоры с Византией

^ Причины войн с Византией:


  • военный грабеж, так как Византия – самая богатая и развитая страна

  • вся торговля Руси шла через рынки Константинополя, так как в нем заканчивался великий торговый путь «Из варяг в греки». Поэтому русские князья силой навязывали выгодные для Руси договоры

  1. Игорь (Годы жизни: 878 – 945 гг.; годы правления: 912 – 945 гг.); сын Рюрика.
Он продолжает политику Олега, начиная борьбу с печенегами. При нем совершается два похода на Византию:

  • 941 г. – неудачный поход, потому что византийцы применили «греческий огонь»;

  • 944 г. – поход, который закончился подписанием выгодного для Руси договора;
945 г. – кризис системы полюдья; восстание древлян вследствие повторного сбора дани; в конечном итоге, убийство Олега.

  1. Княгиня Ольга (Годы жизни: 885(895) – 969 гг.; годы правления: 945 – 964 гг.); вдова Игоря.
Ольга жестоко отомстила за смерть мужа: древлян заживо похоронили, второе посольство сварили в бане; сама Ольга отправилась с войском на тризну к древлянам, где отравила всех людей и сожгла столицу древлян.

Ольга провела первые в нашей истории реформы, направленные на упорядочивание сбора дани:


  • уставы и уроки (размер дани);

  • погосты – места сбора дани; теперь дань везли в Киев, таким образом, полюдье превращалось в повоз.
Также, княгиня Ольга впервые мирным путем регулирует отношения с Византией, совершая деловую поездку в Константинополь.

  1. Святослав Игоревич (Годы жизни: 942 – 972 гг.; годы правления: 964 – 972 гг.)
Этот князь вошел в русскую историю как великий полководец и завоеватель. Его называли «Александром Македонским славянского мира». Он мало занимался внутренней политикой, очень редко бывал на Руси, что было большим минусом. Несколько лет в отсутствии сына правила княгиня Ольга.

В 969 году Ольга умирает, и Святославу приходится самостоятельно править.

Во время одного из походов Игоря, печенеги напали на Киев. Киевляне едва устояли и успели позвать за помощью. Когда Святослав вернулся, его упрекнули: « Князь, ты ищешь чужих земель, а своей – пренебрегаешь».

Святослав разгромил всех соседей на юге и востоке Руси, прошел через земли вятичей по р.Оке. В 965 – 966 гг. он разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский каганат и племена северного Кавказа. В 968 – 970 гг. Святослав захватил Дунайскую Болгарию и даже хотел перенести столицу в г. Переяславль на Дунае.

Причины побед Святослава:


  • Психологический трюк. Он запугивал противника, предупреждая посланием: «Иду на вы»;

  • Подвижность войска (нет обозов). В летописи его сравнивали с «пардусом» (леопард, хищник);

  • Полководческий талант и личный пример Святослава.
971 г. – последняя война против Византии. Впервые Святослав не смог добиться победы и отступил от Константинополя. Византийцы, в свою очередь, не смогли достать Святослава в крепости Доростол.

21 июля 971 года Святослав на военном совете в Доростоле произнёс великие и доныне слова: «Не посрамим земли русской, ибо мертвые сраму не ищут…». Проводятся переговоры с Византией, и заключается мир, по которому Святослав сохраняет всю награбленную добычу. Но Византийцы подговаривают печенегов напасть на отступающие войска Святослава. Он решил отправляться по Днепру, где печенеги устроили засаду в местах порогов (отсюда «Запорожье»). Святослав убит в бою с печенегами. Из его черепа хан Куря сделает кубок.

Итоги:


  • Укрепление военной силы на Руси;

  • Укрепление авторитета Руси;

  • Святослав совсем не занимался внутренней политикой;

  • После его смерти все завоеванные земли отделяются, кроме вятичей;

  • Также, после смерти Святослава, в течение 8 лет (972 – 980 гг.) идет первая усобица на Руси: война сыновей Святослава за престол.
В борьбе за княжение побеждает Владимир Святославович.

  1. Владимир Святославович (Годы жизни: 960 – 1015 гг.; годы правления: 980 – 1015 гг.);
В нашу историю Владимир войдет как самый выдающийся деятель Руси:

  • Крещение Руси, за что православная церковь будет называть его «Владимир Святой»;

  • Расширение границ Древнерусского государства:

  • Возвращение у Польши Червонной Руси (современная Зап. Украина);

  • Впервые организация надежной защиты границ от кочевников (в первую очередь от печенегов). Владимир сделал защиту границ общенациональным делом. Для обороны южных границ он мобилизовал и Северную Русь. За это благодарный народ называл его в былинах «Владимир Красно Солнышко»
В то время как личность Владимира расценивалась великой, он был жестоким, коварным, необузданным язычником. На самом деле, это был незаконнорожденный сын Святослава и простой рабыни, поэтому у него не было прав на престол. Новгородцы сами выпросили Владимира к себе в князья, рассчитывая на то, что «рабынич» будет мягким и покорным князем.

Но Владимир покорил не только Новгород. Опираясь на Новгород и варягов-наемников, победил своих братьев. Чтобы получить киевский престол, Владимир организует убийство брата Ярополка, заманивая его на переговоры. Таким образом, Владимир становится киевским князем.

Ко всему прочему, Владимир был любвеобильным. У него были сотни жен и наложниц. В языческой Руси полигамия (многоженство) было нормой. Владимира, как человека, характеризует одна из его жен – полоцкая княгиня Рогнеда. Он сватается к Рогнеде, но та отказывает «рабыничу». Вследствие этого, Владимир захватывает Полоцк, убивает семью Рогнеды и силой женит княгиню на себе.

Крещение Руси

Причины


  • Владимиру требовалась религия, чтобы укрепить свою власть;

  • Язычество, по сути, было первобытной религией, чем объяснялась дикость нравов;

  • Падал авторитет Руси не только у христианский стран Запада, но и мусульманских стран Востока (не возможны династические браки);

  • Культурная отсталость Руси.
Ход крещения

Первая религиозная реформа Владимира – это введение культа Перуна, чему славяне не подчинились. Тогда он начинает поиск новой религии. Проводится этакий «конкурс религий»: католичество, православие, ислам и иудаизм. Владимир сразу отвергает иудаизм, так как он не хотел подчиняться Римскому Папе. В конце концов, выбор пал на православие . Причины:


  • Русь тесно связана с Византией;

  • Византия в тот момент – самая развитая страна, поэтому Руси было выгодно принять византийскую религию, для того чтобы перенять все достижения культуры;

  • На Руси уже были православные, начиная с Ольги.
Владимир заключает договор с Византией: он оказывает военную помощь в подавлении мятежей, а византийцы за это отправляют на Русь священников и сестру императора – Анну, которая стала бы его последней, христианской женой. Владимир выполняет свою часть договора, ВТО время как византийцы отказываются отправлять Анну. Начинается война, в ходе которой Владимир захватывает в Крыму г.Хернонес (Корсунь) и потом, фактически, обменивает Анну на этот город.

988 г. – условная дата крещения Руси, так как это год крещения Владимира, дружины и Киева. Процесс христианизации Руси растянется на десятилетия:


  • Юг крестился легко и добровольно;

  • Север и восток крестили насильственно;

  • Новгород крестили «огнем и мечом»;

  • Вследствие крещения на землях вятичей были подняты восстания.
Итоги крещения

  • Православие крепило власть князя и государство (до 1917 г. Православие будет поддержкой);

  • Укрепляется международный авторитет Руси, становятся возможными династические браки;

  • Православие обеспечило прогресс культуры Древней Руси;

  • Православие укрепило мораль и нравственность народа, исчезают: полигамия, человеческие жертвоприношения; семья закрепляется в церкви, разводы почти не наблюдаются;

  • Народ должен был содержать церковь – церковная десятина;

  • Выбор религии обусловил неповторимость, своеобразие Российской цивилизации и культуры, но Русь, таким образом, противопоставила себя католическому Западу и Востоку.
После смерти Владимира идёт вторая усобица – война сыновей за престол, которая длилась четыре года. Зачинщиком считается князь Святополк, сын и одновременно племянник Владимира: князь женился на беременной жене брата Ярополка. Святополка называют организатором убийства братьев – Бориса и Глеба. В последствие Борис и Глеб станут, собственно, русскими святыми. Некоторые ученые считают, что организатором убийства был другой сын Владимира – князь Ярослав.

Борясь за киевский престол, Святополк привел на Русь иноземные войска печенегов и поляков. В виде платы за помощь, Святополк уступает Червонную Русь кочевникам. В итоге, народ отвергает Святополка, дав ему прозвище «окаянный». Он умирает за границей в изгнании. Таким образом, киевский престол занимает Ярослав, получивший прозвище «Мудрый».


  1. Ярослав Мудрый (Годы жизни: 978 – 1054 гг.; годы правления: 1019 – 1054 гг.);
Ярослав делит власть со своим братом Мстиславом и, спустя некоторое время, правит самостоятельно. При нем начинается расцвет Древнерусского государства:

  • Разгром печенегов. Русь отдыхает от набегов кочевников;

  • Расширение территорий Руси: возвращает Червонную Русь, основывает г.Юрьев. В Прибалтике многие племена начинают платить дань Киеву;

  • Расцвет Киева: город при Владимире – древняя часть; город при Ярославе – более красивый. Были построены Софийский собор (храм им. Святой Софии) и Золотые Ворота;

  • Подъем культуры: развитие письменности и образования, накопление книг, первые школы при монастырях и церквях (НО! для мальчиков – князей; только через поколение внучка Ярослава, Яна, открывает школы для девочек);

  • Рост международного авторитета, вследствие этого – обширные династические связи: все сыновья Ярослава Мудрого женаты на европейских или византийских принцессах, а дочери выданы за европейских королей. Самая знаменитая – Анна Ярославна, которая стала королевой Франции.

  • При Ярославе Мудром появляется первый письменный свод законов: «Русская Правда», или «Правда Ярослава». «Русская Правда» наиболее открыто демонстрирует неравенство: вира (мера наказания) за убийство простого смерда была в несколько раз меньше, чем за убийство, например, княжеского слуги;

  • Опасаясь междоусобной войны между своими сыновьями, Ярослав впервые вводит порядок наследования престола – «Лествиничное право» - при котором власть должна переходить не просто от отца к сыну, а следующему по возрасту сыну князя. Таким образом, вражда между сыновьями не началась.
После смерти Ярослава один за другим правят три его сына: Изъяслав, Святополк, Всеволод. Благодаря порядку наследования престола, который установил их отец, между ними не было крупной ссоры. Но постепенно начинают проявляться первые признаки феодальной раздробленности, и княжеские усобицы становятся все больше и больше. Особенно войны активно ведутся между внуками Ярослава.

В это сложное для Древнерусского государства времени, появляются новые кочевники – половцы. Ярославичи терпят серьезные поражения в битвах против половцев. Это вызывает народное восстание в Киеве (1097г.). С большим трудом Ярославичи возвращают себе Киев.

1097г. – проводится Любечский съезд - съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепре). Самый знаменитый – Владимир Мономах.


  • Прекращение княжеских междоусобиц. На словах все князья осудили усобицы;

  • Борьба с половцами;

  • Определить принцип владения княжескими землями.
Было принято важное решение: «Пусть каждый держит свою отчину». Фактически, это была юридическая заявка на феодальную раздробленность .

Любечский съезд не смог остановить раздробленность. Разъезжаясь с собрания, князья опять начинали войны за земли. Таким образом, начинается распад Древнерусского государства .


  1. Владимир Мономах (Годы жизни: 1053 – 1125 гг.; годы правления: 1113 – 1125 гг.);
Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославовича и Марии, дочери византийского императора, Константина Мономаха. Мономах – греч. «единоборец».

На самом деле, Владимир не имеет никакого отношения к шапке Мономаха. Это легенда о том, что москвичам досталась шапка от Владимира.

Мономах сначала правит в Смоленске, затем – в Чернигове, потом – в Переяславле. И только с 1113 года, в 60 лет, он становится киевским князем.

1113 г. – в Киеве проходит народное восстание, вызванное деятельностью ростовщиков, которые за долги превращали киевлян в холопов. При этом, прежний князь Святополк покровительствует ростовщиками. Напуганные восстанием бояре и церковь приглашают на киевский престол Мономаха, как наиболее авторитетного князя и лучшего полководца. Чтобы более не допустить подобных восстаний и обеспечить социальный мир, Мономах создает «Устав Владимира Всеволодовича» - дополнение к своду законов Ярослава мудрого «Русская Правда». Этот устав ограничивает ростовщичество.


  • Владимир Мономах прославился военными победами над половцами. Он фактически разгромил этих кочевников в:

  • 1103 г.;

  • 1109 г.;

  • 1111 г.
Два первых походы были общерусскими, а поход 1111 года был оформлен как крестовый. Мономах не оборонялся, а сам наносил удары половцам. Он сумел восстановить единство Древнерусского государства. С той же целью Мономах написал «Поучение детям», в котором он осудил усобицы и призвал сыновей править мудро, без войн.

  • Огромный международный авторитет Руси. Очень обширные династические связи. Сам Мономах был женат на английской принцессе Гите.

  • В период правления Мономаха наблюдается последнее время единства и расцвета Древней Руси. Его сын, Мстислав Великий, не смог сохранить этого единства.

  1. Мстислав Великий (Годы жизни: 1076 – 1132 гг.; годы правления: 1125 – 1132 гг.);
В каком-то смысле, Мстиславу Великому еще удается поддерживать единство Руси, но уже при нем начинается феодальная раздробленность.

В рубрике и других статей в рубрике .

Происхождение и прародина славян

Скорее всего, какая-то индоевропейская группа народов , представляющая собой союз индоевропейских племен, ставших впоследствии праславянами, прагерманцами и прабалтами, расселилась на территории, включающую всю Восточную и Центральную Европу. Эти родственные по языку древние индоевропейцы постепенно начали расходится по образу жизни, что привело к появлению отличий и в языках. Например, древние славяне очевидно были отсечены от моря как раз германцами и балтами, что нашло отражение в словарном запасе праславянского языка, в котором отсутствовали названия морских животных. С другой стороны, есть подтверждение, что история праславян происходила исключительно на материковой части Европы с изоляцией и от южной части Европы , так как в языке праславян не было слов для обозначения многих южных растений.

Индоевропейцы исторические корни славян

На основании раскопок археологи все больше склоняются к мнению, что регион Северного Причерноморья, с примыкающими низовья Днепра, Дона и Волги был прародиной всех индоевропейских народов, где предположительно и была одомашнена лошадь. Несколько тысячелетий назад Черное море, подобно Каспийскому, представляло собой озеро Киммерийское, уровень которого был ниже уровня океана на сотни метров (Азовское море было лишь низменностью), а значит, его акватория была меньше, и наоборот, территории берегов представляла собой благодатную обширную низменность. После мощного землетрясения, случившегося около 10 000 лет назад, через разлом между гор, который сегодня называют проливом Босфор, хлынули соленые воды Средиземного моря, затопившие земли, которые издавна обрабатывали древние индоевропейцы . Катастрофа местной цивилизации, вызванная быстрым наполнением причерноморской низменности солеными водами океана послужила источником для легенды о Всемирном потопе, описанная в Библии как притча о Ноевом ковчеге. Вероятно, что именно здесь (теперь уже на дне Черного моря) существовала какая-то цивилизация - прародина индоевропейцев , не уступающая по древности Египту и Месопотамии.

Первое замечание касается употребления понятия племени к историческим группам людей, что предполагает наличие у них родоплеменные отношения. Однако, надо понимать, что задолго до начала нашей эры родоплеменные отношения практически везде были уже порушены, так как начался период захватов и перемещений народов, которые невозможно осуществить без наличия протогосудаственных отношений , когда уже имеется выделение в отдельное сословие профессиональной группы вооруженных людей (типа офицеров), которые организуют и управляют привлеченными рядовыми членами общности, как солдатами, в обороне и вооруженных набегах. Такое разделение на три сословия – (1) главная гражданская власть в лице старейшины или вождь (иногда включая шамана), (2) военная власть в лице специального военного вождя, командующего над воинами, выбранными из сильных молодых мужчин, (3) обычные рядовые члены – свойственно позднему состоянию родоплеменных отношений.

Путаницу с названиями государств с наименованиями отдельных «племен» и народностей на границе своей ойкумены начали античные авторы. Часто таковое смешивание приводит к необъяснимому «пропаданию» целых народов, когда вместе с государственным формированием исчезает название «племени». Объяснить это можно только признанием уже свершившегося разложения родоплеменных отношений в тех государственных образованиях, которые античные авторы называли «племенами», тогда как в действительности - это были самоназвания первых государств, названия которых легко сменялись другими, что невозможно для самоназвания племени.

Второе замечание касается мотивации набегов , которые различаются в зависимости от степени освоения природного комплекса , занимаемого группой людей, к которому применяется термин «племя». Там, где этот комплекс освоен не до конца и есть свободные земли, что чаще свойственно мобильным кочевым народам – набеги имеют мотивацию чисто грабительскую : – отобрать материальные ценности, так как у кочевников таковые всегда в дефиците. Марксистская история путала такие набеги , совершаемые исключительно военными формирований кочевников, от переселения , которое обычно совершается опять же вооруженными представителями, НО за которыми уже идет поток переселенцев . В первом случае мотивацией является желание пограбить , во втором - желание вытеснить уже живущие там «племена» с их земель по причине исчерпания природного комплекса на старом месте проживания завоевателей. При этом, грабители обычно менее «жестоки», так как убивают лишь оказывающих сопротивление, тогда как переселенцы могут уничтожить все прежнее население, так ка им нужен весь природный ресурс бывших местных жителей.

Вначале сделаем краткий исторический экскурс для ознакомления с известными нам доскифскими народами и легендарными скифами, населявшими в древности территорию Причерноморье, которая по некоторым предположениям была прародиной индоевропейцев .

Киммерийцы, скифы, сарматы

Народ киммерийцы

Первым известным на территории Юга России можно считать народ под названием киммерийцы – доскифский народ, зафиксированный ассирийскими текстами в 714 г. до н.э. под именем народа «гимирру», который появляется в ареале ассирийцев из региона Северного Кавказа. Киммерийцы Википедия :

Страбон говорит о Большой или Азиатской Скифии (подразумевая Сибирь). О скифах он повествует: «древняя История сих народов подлинно неизвестна».

Я приведу большую цитату из статьи Этногенез славян из Википедии, которая показывает представления историка Геродота о людях, населявших южные земли России в античной древности.

Впервые племена, населявшие земли к северу от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V в. до н. э. Геродот. Неизвестно, сформировался ли к этому время славянский этнос , но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян под именем невры .

Невры

По Геродоту - Северное Причерноморье населяли скифы (самоназвание: сколоты ), причём от Южного Буга до Днепра (область правого Нижнего и Среднего Поднепровья) обитали так называемые скифы-земледельцы (или борисфениты), а за Днепром начинались владения скифов-кочевников . В верховьях Днестра и Южного Буга проживало племя невров . Из-за мест своего обитания, которые по версиям археологов совпадают или близки к славянской прародине , невры привлекают особый интерес исследователей истории древних славян .

С запада невры граничили с прикарпатскими агафирсами, обычаи которых «схожи с фракийскими», с юга со скифами-борисфенитами. На север от невров по сведениям Геродота простиралась безлюдная пустыня. Так же, по его мнению, Днепр севернее владений борисфенитов (примерно от днепровских порогов) был необитаем, по крайней мере, на протяжении 30 дней плавания. Когда персидский царь Дарий в конце VI в. до н. э. пытался покорить скифов, его и скифские войска прошли по землям невров , которые бежали от войны на север . О неврах Геродот сообщил немногое:

«У невров обычаи скифские… Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик ». Существуют также версии об участии скифов-земледельцев в этногенезе славян, основанные на предположении, что их название несёт не этнический (принадлежность к ираноязычным племенам), а обобщающий (принадлежность к варварам) характер. Невры Википедия характеризует кратко: Нёвры , невры (др.-греч. Νευροί) - древний народ, обитавший в верховьях Тираса и Гипаниса.

Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII-III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). По вопросу этнической принадлежности милоградцев (геродотовских невров) нет единого мнения – некоторые ученые видят в них именно праславян (или прабалтов).

Греческая колонизация Северного Причерноморья

Вероятно, проникновение греков в Черноморский бассейн имело очень давнюю историю, что подтверждается существованием среди эллинских мифов легенды о путешествии аргонавтов под руководством Ясона в Колхиду за золотым руном.

Древние греки, бывшие умелыми мореплавателями, наверняка хорошо изучили этот регион еще в II-I тысячелетиях до н.э., а сама греческая колонизация Причерноморья происходила с давних времен созданием на берегу мелких греческих поселений как центров торговли с местными племенами, которые впоследствии объединились в Боспорское царство, центр которого находился в районе Керченского пролива. Мы говорим о колониях греков по той причине, что греки переносили с собой даже в новые поселения замкнутый общественный образ жизни греческого города, в котором не было места для инородцев. Однако крупные города были поселениями уже с пестрым этническим составом горожан. Расширению и процветанию греческих колоний способствовала греческая монополия на всю Средиземноморскую торговлю, что некоторым образом защищало колонии греков от разграбления или позволяло им постоянно восстанавливаться после случившихся набегов, так как живущие рядом народы испытывали нужду в торговом обмене. Вероятно, письменных свидетельств о народах, живущих рядом с греками в этих самых северных из их колоний, было много, но последующие многочисленные войны привели к разграблению и опустению греческих поселений в Причерноморье, сохранив лишь упоминания, как например, об обширном «Землеописание» (автор Гекатей Милетский конец VI - начало V в. до н.э.), на которое имеются постоянные ссылки в античной и раннесредневековой литературе. Сегодня самым полным сохранившимся письменным источником о народах Причерноморья считается «Скифский рассказ» Геродота (V в. до н. э.) из его знаменитой «Истории», посвященной войнам между Грецией и Персией.

Память о древнегреческих колониях сохраняется в современной причерноморской топонимике, когда после присоединения этих земель к России многие поселения получили древние названия, известные из античных сочинений: Севастополь, Херсон, Одесса, Евпатория и т. п.

Место обитания

Прародиной как той территорией, на которой происходило первоначальное расселение этнос праславян принято называть территорию в з-ем тысячелетье до н. э. в Подунавье, в середине второго тысячелетия до н. э. в междуречье Вислы и Одера, а также Буга и Среднего Днепра, в начале н. э. в Среднем Поднепровье, где происходило расселение определенной части индоевропейских племен Решение вопросов этнической направленности, а также некоторого разделения прежде единой группы индоевропейских народов является на сегодня одной из самых обсуждаемых тем в научном сообществе. Для определения более точных и верных сведений научно-историческое сообщество обращается к множеству методов, среди которых реконструктивный метод, метод, основанный на изучении языковых особенностей исследуемой группы и топонимический метод.

Профессор Б. А. Рыбаков замечает в одной из своих работ о том, что формирование славянских народностей начало формироваться в рамках тишинецко-комаровской археологической группы, чье место обитания соотносится с бассейном от Одера до Днепра. Именно там представители праславянских племен начали сжигать умерших, а их прах складывать в погребальные урны Профессор Б. А. Рыбаков предлагал определять прародину праславянских племен путем объединения территории обитания трех известных археологических культур (тишинецко-комаровской, раннепешеворской и зарубинецкой, а также пражско-корчаковской). Примерные границы обитания этой группы: с запада она ограничивалась реками Одером и Вартой, северная граница охватывала Варту, излучину Вислы, Припять и Западный Буг. Северо-восточная граница праславянской прародины проходила по устьям рек Березина, Сож и Сейм. Нижняя часть ареала определяется течением Днепра и реками Рось и Тасмин. В некоторых местах она, согласно А. Б. Рыбакову, доходила до Карпатских гор и далее к верховьям Вислы и Одера.

Археологические культуры

К праславянам традиционно относятся: Киевская , Корчакская , Пражская , Суковско-дзедзицкая (лехитская) , Пеньковская , Ипотешти-кындештская , Волынцевская , Роменско-борщевская , Псковских длинных курганов , Cмоленско-полоцких длинных курганов, Новгородских сопок , Сербо-лужицкая, Лука-Райковецкая культуры.

Образ жизни

Славяне были умелыми земледельцами и скотоводами. К их традиционным навыкам принято относить обработку металлов, также праславяне были достаточно хорошо знакомы со многими другими ремёслами.

Религия

Язычество.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Праславяне" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 предки славян (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    праславяне - праслав яне, ян … Русский орфографический словарь

    праславяне - праславя/не, ян … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    Этногенез славян процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне… … Википедия

    I Русский язык язык русской нации, средство межнационального общения народов СССР, принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. Один из официальных и рабочих языков ООН. Число говорящих на Р. я. в СССР свыше 183 млн. чел.… … Большая советская энциклопедия

    Пра. Приставка в именах сущ. и прил., обозначающая: 1) последовательное движение в древность, к предкам по прямым степеням родства, начиная с деда, бабки, напр. прадед (отец деда, бабушки), прабабушка (мать деда, бабушки) и т. п., или к потомкам … Толковый словарь Ушакова

    Приставка в именах сущ. и прил., обозначающая: 1) последовательное движение в древность, к предкам по прямым степеням родства, начиная с деда, бабки, напр. прадед (отец деда, бабушки), прабабушка (мать деда, бабушки) и т.п., или к потомкам,… … Толковый словарь Ушакова

    - (от церковно славян ского языцы народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле политеистических. В современной науке чаще употребляют термин политеизм (многобожие). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы … Русская история

    Историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история

Книги

  • Праславяне. Опыт историко-культурной реконструкции , Алексеев С.. Книга посвящена рассмотрению одной из основных проблем в изучении древнего славянства - проблеме происхождения славянских народов. Автор дает общее представление о славянской истории с…

С IX по XII включительно Киевская Русь заявила о себе во всеуслышание. О ней знала вся Европа, Византия, арабские страны.

До того, как мир узнал о , тысячелетиями славянские, финно-угорские, латышско-литовские племена разрозненно и малоприметно влачили свое существование. На бесконечных просторах лесостепей Восточной Европы эти никому неизвестные тогда племена занимались сельским хозяйством.

Как вообще появилась Киевская Русь? В данном случае речь идет о стихийном сближении племен-соседей, размножение в естественной среде, освоение новых территорий. То есть, нельзя сказать, что только усилиями одного единственного племени была создана Киевская Русь. Разрозненные племена сближались, учились говорить на «одном языке», защищали друг друга.

Конец III – начало II тысячелетия до н. э.: географические особенности северной части Европы позволяют развивать скотоводческое хозяйство. Но именно это служит и причиной появления первого социального неравенства. В те времена крупный рогатый скот был олицетворением богатства, а с появлением бронзы появилась и межплеменная торговля. Все это усиливает различия между отдельными представителями племен, появляется первое социальное неравенство.

Ссоры между вождями и их племенами были основаны на борьбе за пастбища и стада. Это в свою очередь приводило к расселению племен на самой Средней Волге.

Первая воловина II тысячелетия до нашей эры еще не знала славян. Племена медленно расселялись и спокойно занимались скотоводством.

В XV в. до н.э. уже не было мест, куда расселяться дальше, все лесостепи были заняты разрозненными племенами, которые теперь вели оседлый образ жизни, поставив в прерогативу земледелие. Учитывая, что теперь некуда было деваться, племена пытались найти общий язык с соседями, в прямом и переносном смысле. Таким образом, формировались общие для групп племен диалекты: на западе Европы распространились германские диалекты, центральная часть Европы была занята славянскими племенами, а на северо-востоке обосновались латышско-литовские общности. Тогда еще не было сплоченных народов, которые бы отличались языком, традициями, культурой, но именно эти три обособленные группы послужили базой для развития трех основных центров – германского, славянского и балтского.

Праславяне отмежевались от своих родственных племен приблизительно 4000 — 3500 лет назад, по мнению лингвистов. Ближайшими их соседями были балтийцы, германцы, дако-фракийцы, иранцы, иллирийцы, кельты и италики.


Праславяне жили и развивались в зоне лесостепи с полянами, озерами, болотами. Их окружали реки и озера, но не было выхода на море; они были защищены холмами и оврагами, но не высокими горами.

У лингвистов историков не было единого мнения относительно первичной области расселения праславян. Это могли быть и леса Среднего Поднепровья, и территория на Висле. Но археологические исследования помогли решить спор в пользу третьего варианта — объединения этих больших земель.

Таким образом, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы.

Прародители славян жили небольшими деревушками и занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой. Еще в ходу были орудия из камня – ножи, серпы, топоры, а бронзу в основном использовали для украшений.

Праславяне верили в переселение душ, потому умершего человека хоронили в позе эмбриона, как бы готовя его к следующему рождению.

Сильных социальных различий не было у славян. Отдельные регионы были богаче других, но не слишком.

Рубеж II — I тысячелетий до н.э. ознаменовался появлением плужного земледелия – это позволило позже экспортировать хлеб в Грецию. Но особенный прогресс случился после открытия железа. Раньше его привозили издалека, платили за него много и железо особенно ценилось. Сейчас же этот металл давал большие возможности.

В частности, не давали покоя воинственные и агрессивные киммерийцы, от которых приходилось обороняться. Появился любимый всеми образ богатыря-кузнеца, который выковывает сорокопудовый плуг и заставляет «Змея» (образ враждебного киммерица) пропахивать огромные борозды, держа врага в тисках кузнечных клещей.

Основной защитой славян от нападок вражеских племен были непроходимые болота, густые чащи лесов и глубокие рвы, хотя и крепости уже тоже начали возводить.

Когда Римская империя заявила о себе во всеуслышание, покорив германские племена, славянские земли стали для Рима близким соседом, с которым можно было уже торговать продуктами земледелия. Особенно торговля развернулась при Траяне. Это дало толчок развитию ремесла, появлению гончарного круга, ротационных жерновов, домницы для варки железа.

От Римской империи праславянская знать получала лакированную посуду, украшения, роскошные предметы быта.

Важным торговым центром стало место на Днепре. Это был будущий Киев.

Происхождение Руси

Как появилась Русь? До этого праславянские племена расселялись по территории Европы, обосновывались, защищались от вражеских племен, развивали свое земледелие, налаживали связи с соседями. Но о государственности речи еще не шло. Ее появление ознаменовалось 2 очень важными событиями:

  • Великое расселение славян (конец V — середина VI века). Славяне заселяют большую часть Византийской империи,
  • Основание Киева. Согласно легенде, Киев был построен тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Город был назван в честь старшего брата Кия.

Что еще почитать