Специфика влияния общества на человека.

На формировании личности сказывается влияние общества. Это отображается на форме жизни человека, его интересах и успешности.

Способы воздействия

Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.

Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.

Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.

В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.

Положительное влияние

Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации.

Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда - гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы.

В мире не существует двух одинаковых индивидов. Поэтому очень важно научиться принимать мнения остальных, достойно их оценивать и не отрицать.

Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем.

Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения.

Положительное влияние общества проявляется в:

  • устранении комплексов;
  • полноценном формировании убеждений;
  • умении аргументировать свое мнение;
  • понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и
  • рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек;
  • стимулировании развития человека в выбранном направлении;
  • ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д.

Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей. Такая группа является местом, где личность может проявить себя – отработать коммуникативные умения, техники внушения.

Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.

Негативное влияние

В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам.

Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности:

  1. Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления.
  2. Конформизм. Состояние, при котором индивид внешне соглашается с некими утверждениями, но внутренне остается при собственном мнении. Происходит расхождение с размышлениями отдельного человека и группы.
  3. Сознательное соглашение. Индивид действительно меняет отношение к чему-либо. Происходит активное отстаивание интересов группы.

Под таким негативным влиянием группы человек может не иметь собственного мнения. Активизируется процесс деградации.

Последствия негативного влияния:

  • повышенная эмоциональность;
  • снижение уровня самопознания, самовыражения;
  • обезличивание – отказ от своих интересов и мнения;
  • развитие межличностных конфликтов;
  • повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д.

Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время.

Даже когда индивид хочет показать свою независимость, ему не дают этого сделать. Самооценка падает, и человек находится не в состоянии дать адекватную оценку себе, своим действиям и определенным поступкам. Он не чувствует поддержки со стороны окружающих.

Зависимость от мнения социума

Созависимость – состояние, которое возникло вследствие того, что человек не сумел противостоять воздействию других. Явление связано со сниженной самооценкой и преобладанием негативных эмоций (гнева, тоски, раздражения, нервозности, переживания, тревоги и т. д.).

Созависимость не только негативно влияет на природу личности, но и на эмоциональное, психологическое состояние человека. Он постоянно переживает о том, что подумают о нем остальные – осудят или ободрят, сумеет ли реализовать ожидания других или кого-то разочарует.

У созависимых людей вся жизненная энергия и силы уходят на переработку негативных эмоций. У них может появиться желание избавиться от негативного воздействия общества, но сил на осуществление каких-либо действий в этом направлении может не быть.

Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве:

  • навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности;
  • ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то;
  • энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие;
  • страх сделать что-либо вопреки общественному мнению;
  • восприятие чужих проблем как собственных;
  • погашение творческого потенциала;
  • отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений;
  • есть чувство ответственности за действия других;
  • помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет,
  • чтобы не разочаровать кого-либо;
  • может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы;
  • всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний;
  • больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен;
  • всегда считает себя недостаточно хорошим.

Созависимый человек не умеет говорить «нет». Из-за этого часто делает то, что ему не нравится. Он буквально привязан к помощи другим людям. У него постоянно присутствует чувство жертвы или собственной ничтожности.

Главная проблема таких людей – отсутствие жизненной цели. Они постоянно помогают кому-то, удовлетворяют чужие желания, жертвуя собственными мечтами.

Такое влияние общественности отображается на физическом состоянии больного. Появляются нарушения сна, активно развиваются психические расстройства и заболевания ЦНС.

Созависимый позволяет другим причинять себе больно. Он никогда не говорит открыто о своих потребностях. Всегда соглашается на условия других, даже если они его не удовлетворяют.

Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции.

Созависимость также отображается на стиле жизни индивида. Вместо жизнерадостного и веселого состояния, он постоянно раздраженный, грустный, унылый и жалуется на все, что можно. Всем указывает на ошибки, не замечая собственных. В нем одновременно сочетаются ответственность и безответственность.

Коррекция

Лучшее решение – стать независимым на психологическом уровне. Перестать бояться самовыражаться, нарушать общепринятые нормы, действовать вопреки другим. Главное правило, которого нужно придерживаться, - отсутствие негативного влияния на общество.

Независимость является основной характеристикой сильной личности. Она несет ответственность за каждый поступок и не боится осуждения, неудач. Имеет материальную независимость. Является сознательной, прислушивается к мнению других, но сопоставляет его с собственными интересами. Присутствует здоровый эгоизм.

Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности:

  • Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности.
  • Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы.
  • Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке).
  • Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым.
  • Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену.
  • Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым.
  • Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило - никто никому ничего не должен.
  • Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей.
  • Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.

Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда, хотя по разному и в разных формах. Влияние может быть рациональное и нет, открытое и скрытое, намеренное и случайное…

Виды

По виду, различают влияние (воздействие):

  • Воздействие на внешнее (физическое, материальное) и воздействие на внутреннее (психическое, психологическое)

Воздействие (влияние) на внешнее — воздействие на тело человека или объективную окружающую его ситуацию. Например, человека толкнули, он упал. Или — у человека украли кошелек, без денег его возможности уменьшились. Воздействие (влияние) на внутреннее — воздействие на разум или чувства человека, обращение к его сознанию или бессознательному. См.>

  • Личное (индивидуальное) и социальное

Социальное влияние — влияние, направленность и способ которого определяется встроенными в нас социальными автоматизмами реагирования, окружающими людьми, обществом в целом. Например, это может быть административное воздействие. Социальное влияние противопоставляют личному, индивидуальному влиянию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.>

  • Намеренное и случайное. См.>

Формы

По форме, обычно различают влияние:

  • Прямое и непрямое, косвенное

Прямое воздействие — непосредственное, в лоб, когда мы влиянием сами. Непрямое, косвенное — воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, сбоку или после. Подробнее см.>

  • Открытое и скрытое

В открытом влиянии очевидно, кто влияет, как влияет и зачем. Открытое влияние — заметно. В скрытом влиянии что-то скрыто: то ли не виден автор влияния, то ли как он это делает, то ли трудно расшифровать, зачем. Открытое адресное коммуникативное влияние — обращение. Подробнее см.>

  • По доброму и силовое

По-доброму — через побуждение и заинтересовывание. Силовое — через принуждение и заставление.

  • Линейное и полевое

Пуля оказывает линейное воздействие. Газ в химической атаке — полевое воздействие. См.>

По результатам

  • Разрушительное и созидательное

Разрушательное влияние мешает, разваливает, уничтожает, портит, а если создает, то только проблемы. Созидательное влияние — улучшает жизнь, людей, ситуации, дает удачные решения. Подробнее см.>

Имея в виду результативность, можно также говорить о влиянии более и менее эффективном, грамотном и адресном. См.>

Деятельность и творчество

1. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?

1) познание

2) творчество

3) общение

2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

4) орудийный характер

4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает (ют)

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

4) только дети, посещающие детский сад и школу

5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _________2 5 _________________________

Личность, ее социализация и воспитание

1. Отличительным признаком понятия "личность" является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2. Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4) личности

4. Отличительным признаком понятия "личность" является (ются)

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 3) верно и А и Б

6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4) социализация

8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4) социализацией

10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

11. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Термины "самооценка", "самореализация", "саморазвитие" относятся к характеристике человека как

1) индивида

2) личности

3) физического лица

4) биологической особи

13. Завершите фразу: "Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________социализацией__________________".

14. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

2) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номе­ром выполняемого вами задания (А1 - АЗО) поставьте знак «X» в клеточ­ку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

А2. Что из нижеприведенного характеризует постиндустриальное общество?

1) религиозный характер культуры

2) переход от натурального к товарному производству

3) завершение промышленного переворота

4) развитие информационных технологий

A3. Гуманизация образования предполагает

1) разнообразие образовательных услуг

2) особое внимание к наукам о природе

3) унификацию требований к учебному оборудованию

4) особое внимание к общественным дисциплинам

А4. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных про­дуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится дан­ный факт?

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной

А5. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом. Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

А6. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уров­не научного познания?

1) описание научных фактов

2) проведение наблюдений

3) накопление экспериментальных данных

4) выдвижение гипотезы

А7. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды - 4) инстинкт самосохранения

А8. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация 3) социализация

2) образование 4) воспитание

А9. Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

1) практическую 3) познавательную

2) прогностическую 4) ценностно-ориентировочную

А10. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование природы. Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природны­ми инстинктами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

All. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию

1) фрикционных безработных 3) структурных безработных

2) циклических безработных 4) добровольных безработных

А12. К роли государства в рыночной экономике относится

2) добыча полезных ископаемых

3) освещение улиц

А13. Что из перечисленного составляет наибольшую часть доходов гос­бюджета?

1) поступления от приватизации

2) плата за землю

4) доходы от внешнеэкономической деятельности

А14. В стране Н. произошла непредвиденная инфляция. Кто извлечет из нее прибыль?

1) человек, получивший в кредит 50000 руб.

2) человек, предоставивший кредит на 50000 руб.

3) человек, у которого на счету 50000 руб.

4) никто не может извлечь прибыль из инфляции

А15. Верны ли следующие суждения о формах организации бизнеса?

А. Акционерное общество - самый простой и дешевый способ орга­низации бизнеса.

Б. Владелец единоличного предприятия несет ограниченную ответ­ственность по долгам.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А16. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в та­кую социальную общность, как горожане?

1) политический. 3) профессиональный

2) территориальный 4) социально-классовый

А17. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть

1) традициям 3) эстетическим нормам

2) этическим нормам 4) правилам этикета

А18. Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функ­цию

1) воспитательную

2) репродуктивную

3) эмоционально-психологическую

4) социально-статусную

А19. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Оп­рос 2004 г., 1-600 человек). Полученные результаты отражены в диа--грамме.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Более половины опрошенных оправдывают забастовку как край­нюю меру.

2) 1/5 опрошенных думают, что забастовка нормальное средство ре­шения проблем.

3) Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться.

4) Каждый двадцатый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы.

А20. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А21. Государство, в отличие от других институтов политической системы,

1) разрабатывает политические программы

2) обладает узаконенным правом на применение силы

3) выражает интересы определенных групп

4) является объединением людей

А22. Какое требование, предъявляемое избирателям, противоречит демо­кратической избирательной системе?

1) вписывать свои паспортные данные в бюллетень для голосования^

3) заранее брать открепительный талон для голосования на другом избирательном участке

4) предъявлять общегражданский паспорт для получения избиратель­ного бюллетеня

А23. Правовое государство отличает

1) независимый от администрации характер суда

3) ответственность судей перед законодательным органом

4) подчинение исполнительных органов судам

А24. Гражданка С, выступая на митинге, призывала граждан к борьбе с су­ществующим политическим режимом, который привел к появлению эксплуататоров, а пролетариат из господствующего класса превратил в класс наемных рабочих. «Долой разговоры о правах человека, на­вязанных России Западом. Право может быть только одно: рабочий класс должен уничтожить эксплуататоров», - в заключение своей речи сказала гражданка С. Сторонницей какой идеологии является гражданка С?

1) анархистской 3) демократической

2) коммунистической 4) фашистской

А25. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство является институтом политической системы.

Б. Государство обеспечивает своей силой действие правовых норм.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А26. Отличительным признаком правовой нормы является

1) принятие ее соответствующим государственным органом

2) соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле

3) обеспеченность силой общественного мнения

4) соответствие правам человека

А27. Административным правонарушением является

1) неявка на работу бригады строителей

2) забастовка авиадиспетчеров

3) распитие студентами спиртных напитков в здании института

4) захват заложников в здании театра

А28. Какой источник права закрепил название государства Российская Федерация - Россия?

1) указ Президента РФ

2) Конституция РФ

3) федеральный закон РФ

4) постановление Правительства РФ

А29. Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С. католи­ческого вероисповедания, врача по профессии, постоянно проживаю­щую в стране в течение 11 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кан­дидатуру. Причина отказа - несоответствие правовой норме

2) возраста

3) срока проживания на территории РФ

4) вероисповедания

АЗО. Верны ли следующие суждения а Правительстве РФ?

А. Правительство РФ относится к назначаемым государственным ор­ганам. Б. Министры являются выборными государственными служащими.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Что еще почитать