Холерик сангвиник флегматик меланхолик описание темпераментов тест айзенка. Что такое темперамент

Темперамент, это еще одна потайная дверца, для тех кто хочет познать душу другого человека. Характер и темперамент это инстинктивные свойства личности , причем темперамент является первичным по отношению к характеру. Темперамент составляет основание для развития характера, а с точки зрения физиологии это тип высшей нервной деятельности человека.

Он выражает индивидуальные психологические особенности человека, а так- же определяет процессуальную сторону психики. Иногда к темпераменту относят и некоторые физиологические особенности, от которых он зависит. Передающие и принимающие клетки объединены в нервные цепи или сети. Действительные места соединения - специфические точки на поверхности нервных клеток, где происходит их контакт, - называются синапсами (synapsis; греч. "соприкосновение", "соединение"), а сам процесс передачи информации в этих местах - синоптической передачей.

    Впервые о темпераменте, как о свойстве личности заговорил древнегреческий врач Гиппократ.

Что характеризует темперамент

Темперамент характеризует динамические особенности психической деятельности , т. е. быстроту реакции, ее темпа, ритм, интенсивность, резкость, амплитуду. И также отражает эмоциональность человека. Это впечатлительность(восприимчивость,чуткость к воздействиям),быстрота(скорость, с которой эмоция становиться побудительной силой поступков)и эмоциональная лабильность(скорость с которой заканчивается эмоциональное состояние, или сменяется одно другим).(чувствительность к эмоциям), отражает происхождение, длительность, быстроту наступления и прекращения разнообразных чувств, ощущений и настроений. Основные эмоциональные состояния впечатлительность, импульсивность и устойчивость/неустойчивость эмоциональных состояний.

Впечатлительность отражает уровень восприимчивости субъекта, импульсивность, скорость, с которой эмоции влияют на поведение человека, и скорость, с которой данное эмоциональное состояние проходит или заменяется на другое. Темперамент - характеризуется динамикой протекания психических процессов, в зависимости возбуждения и торможения. Возбуждение - функциональная активность нервных клеток и коры головного мозга, торможение- затухание активности коры головного мозга и нервов. Темперамент врожденное качество, и поддается коррекции примерно на 25%. Почему это врожденное качество? Поскольку родители имеют физиологическое сходство с детьми, передающееся генетически.

В нашем теле есть различные нейроны, которые получают и предают информацию. Нервные клетки(нейроны) выполняют свои функции совместно, даже работа нейронов нашего мозга состоит в получении сигналов от каких-то других нервных клеток и передаче их другим. Зрелые нейроны, в отличии от других клеток, делиться не могут, и генетически обусловленные продукты любого нейрона должны обеспечивать сохранение и изменение его функций на протяжении всей его жизни. Нервная система генерирует электрические импульсы, которые и предаются. Т.е насколько сильными они будут, как быстро будут передаваться, в каком ритме, как быстро будут гаснуть и т.д, зависит от нашей физиологии. Поэтому, люди с заторможенным темпераментом (обычно выходцы его северных областей) и эмоции чувствуют не во всей силе проявлений. А у темпераментных людей, тет у людей с южным темпераментом, наоборот, эмоции проявляются очень хорошо.

    Темперамент-это отражение всех психологической и физиологической деятельности человека. Иногда о людях с с сильным ярким темпераментом,говорят, что они полны жизненной силы, или ее еще называют активность.Жизненная сила может меняться от состояния вялости и инертности до экстремальной энергии и даже драйва. Двигательный компонент темперамента является не просто характеристикой, а средством актуализации внутреннего динамико-психического состояния личности. Динамика двигательной активности включают в себя: такие характеристики мышечного движения, как: скорость, сила, резкость, ритм, и разнообразие. Многие из этих характеристик применимы к речевой деятельности.

Он зависит от места обитания расы, к которой относиться человек, чем теплее страна, тем ярче выражен темперамент. Именно поэтому, у нас много шуток про темпераментных эстонцев, и англичан. И сказок про темпераментных представителей африканского континента. Большая часть таких представлений, утрирована, но тем не менее, частично это правда. Северный темперамент не сравним с нашим, более южным, а если учесть что в нашу кровь были вливания еще более южных народов, то все становиться ясно. Типов темперамента и подходов к ним описано довольно много. Рассмотрим основные 2.

Темперамент и страх

Типы темперамента

Классификация темпераментов Павлова. Сильный, безудержный, инертный, слабый.Павлов выделял 4 типа темперамента, и классифицировал их в зависимости от: силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
1.Сила - это способность человека выдерживать влияние раздражителей извне, не меняя своего состояния
2.Уравновешенность- особенность соотношения процессов торможения и возбуждения
3.Подвижность-показывает способность быстроты(быстрой или медленной)смены процессов возбуждения и торможения.

Соответствие типам темперамента Галена, и характеристики.
Сильный -сангвиник. Характеристика этого типа темперамента: сила, подвижность процессов, крайняя уравновешенность, склонность везде отыскивать радостные моменты, игра на публику.
Безудержный - холерик. Характеристика: сила, подвижность, неуравновешенность.
Инертный - флегматик. Характеристика: сила, уравновешенность, малоподвижность, спокойствие.
Слабый - меланхолик. Особой чертой этого типа темперамента является постоянная склонность к меланхолии, а также слабость, неуравновешенность, малоподвижность.

Типы темперамента и их характеристика

Здесь, представлены типы темперамента, по классификации Галена и их характеристика. Гален, разработал ее, основываясь на классификации темпераментов Гиппократа. Темперамент представлен 4 типами, но надо учитывать, что чистые типы встречаются только в идеале, то есть в книге, и редко люди приближаются к ним в жизни.промежуточных типов темперамента насчитывается около десяти. Но основные это: холерик, флегматик, сангвиник, и меланхолик. Название типов темперамента, появилось от названия видов жидкости, в теле человека. Сангвиник от сангва - кровь, флегматик- от флегма- слизь. Холерик- от холе, красная (желтая) желчь, меланхолик от меланин-черная желчь. Многие люди, не соответствую чистым типам, включая характеристики из одного и из другого. Тип темперамента обычно определяется по преобладающим характеристикам.

Меланхолик

Люди с меланхолическим типом темперамента имеют слабую нервную систему, они обычно интроверты (интроверты закрыты от эмоций, общения, их мысли направлены на внутренний мир, предпочитает мышление и воображение реальным действиям) с высоким уровнем нейротизма (нейротизм черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда - вегетативными расстройствами). Они имеют превалирование торможения над возбуждением. Меланхолик легко раним, глубоко переживает даже незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на происходящее. Имеет повышенную чувствительность нервной системы и острую реакцию на оттенки чувств. Его эмоциональные переживания глубоки, и отличаются большой длительностью и устойчивостью. Меланхолики более всего подвержены депрессии и воображению пугающих ситуаций, страху физической боли и социального наказания, также они пугаются конфликтов в общении, ссор, природных катаклизмов. Часто они подвержены хандре, которая выражается в крайнем пессимизме, и страху действия.

Люди этого типа темперамента перфекционисты. Они идеалисты, желающие, чтобы все было идеально, все шло своим чередом и имело свое место в жизни. Перфекционизм у них адресованный к себе: постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству. К миру и к другим: завышенные требования к окружающим. Если, меланхолики, не отвечают своим собственным стандартам они критикуют себя, если другие не соответствует их стандартам- других, а это бывает часто, поскольку стандарты их завышены. Многие меланхолики, копаются, для того, чтобы узнать тайну каждой мелочи. Потому что "прозябая в неведении", они могут отклониться от совершенства. Они любознательны и задают конкретные вопросы, для того, чтобы прийти к более ясному пониманию всего на свете. Они очень настырные и упрямые, ведь довольно трудно держаться такого курса в жизни.

Холерик

Холерический темперамент отличаются сильной неуравновешенной нервной системой, значительным преобладанием возбуждения над торможением, высокой степенью экстраверсии (экстраверсия- ориентация на внешний мир, предполагающая общительность, они предпочитают социальные и практические стороны жизни, открыты к эмоциям) и низкой нейротизма, более всего склонны к ярости. Движения холерика быстры и порывисты, в прочем как и действия, и течение мыслей, и реакции, он способен отдаваться делу и любви со всей страстью, они всегда идут до конца. Этот тип темперамента неуравновешен, склонен к бурному проявлению эмоций, и резким сменам настроения. Холерики легко преодолевают трудности, но плохо сдерживают себя, легко взрываются. Они лидеры от природы, им повинуются уже в детском саду. Холерикам присуще чувство тревоги. Страхи их часто относиться к бытовым жизненным ситуациям, и страхами воображаемыми. Пережитый страх у холерика способствует возникновению тревожности, пугливости, осторожности.

Холерики являются лидерами и режиссерами по жизни. Они стремятся быть в лидерах, быть на вершине, в управлении. Они хотят доминировать и часто используют командные императивы в речи. Холерики любят конкуренцию... но ненавидят проигрывать. Они любят спорить, но не для того, чтобы выяснить истину, как меланхолики, а для того, чтобы подтвердить свою правоту.Люди этого типа темперамента вспыльчивы, но отходчивы. Могут обвинять других в своих собственных ошибках, для того, чтобы сохранить лицо.

Сангвиник (циклоид)

Темперамент сангвиника характеризуют сильная уравновешенная подвижная нервная система, уравновешенность реакций возбуждения и торможения, а также высокая степень экстраверсии и нейротизма, из эмоций он более всего предрасположен к радости. Человека сангвиника охарактеризуют такие черты как подвижность, живость, быстро отзыва на события окружающего мира, сравнительная быстрота психологических реакций, и психологического отклика, относительно легко переживает неудачи и неприятности, он просто на них не зацикливается. Он стремиться к частой смене впечатлений. Сангвиник устойчив к эмоции страха. Но у него иногда проявляются элементарные навязчивости, чаще других встречается у них страх высоты. Самый сильный ипохондрический страх проявляющийся у сангвиника это страх сойти с ума, они даже не столько бояться смерти, сколько лишиться удобного, привычно-приземленного здорового и здравого душевного бытия.

Сангвиник очень любит окружен другими людьми. Чем больше людей тем лучше, это позволяет им чувствовать себя не одинокими. Одиночество пугает и угнетает их. Сангвиники хотят быть в центре внимания, признания комплиментов и похвалы. Они болтливы, энергичны, часто шутят и смеются.

Флегматик

Темперамент флегматика характеризуется сильной, инертной и уравновешенной нервной системой, хладнокровием, и уравновешенностью нервных процессов, интроверсией и низким нейротизмом. Они отличаются медлительностью во всем, в реакциях, делах, поступках, они невозмутимы, обстоятельны, сдержаны, иногда даже чересчур. Флегматики вообще оказались не склонны к бурному эмоциональному реагированию. Имеют устойчивое стремления к более или менее постоянным настроениям, внешнее выражение душевных состояний является довольно слабым. Для флегматика характерны чувства тревоги и тоски. Он не способен быстро и легко испугаться, ему нужно время, попав в новую обстановку, будет одинок, поскольку ему необходимо время для привыкания. Флегматик мало подвержен страху, бояться в основном воображаемых действий, но опасаются резких перемен, неизвестности.

Темперамент этих людей диктует подчинение. Их довольно легко повести за собой, они легко поддаются на уговоры. Они не конфликтны, и пытаются разредить обстановку, когда ситуация приближается к апогею.

Они чуткие и остро осознают чувства тех, кто их окружает, и очень аккуратно относятся к чувствам других. Но, их самих, часто используют в своих целях. Они обязательные и и нерешительные. Как правило, не видят лидера в себе, лучше работают, если им сказать, что делать. Боятся принимать решения и вести за собой.

Чистые и переходные типы темперамента

Флегматики и меланхолики имеют спокойный(заторможенный) темперамент. А у холериков и сангвиников, темперамент выражен сильно. Соответственно и страхи и другие эмоции будут чувствовать более сильно. Самый сильный тип темперамента, по отношению к проявлением эмоций- сангвиник, а самый слабый флегматик. Людей с какими типами больше? Павлов, говорил о том, что в процессе эволюции, слабый тип должен был исчезнуть вообще. Но не исчез! К вопросу о количественном соотношении типов темпераментов. Наиболее многочисленной есть сангвиноидная группа (44%), на втором месте находится меланхолоидная группа (29%), на третьем- холероидная (14%), а на четвертом - флегманоидная (9%). Количество "уравновешенных" в человеческой популяции составляет всего 4%. Данные из статьи чистые и переходные типы темперамента .

    В связи с тем, что чистые типы темперамента это редкость, существует множество переходных типов, которые соединяют какие то черты в одном человеке.

Но нельзя сказать, что это очень хорошо. Учеными подмечено, что самые сильные и выдающиеся личности, как правило имеют сильный характер, и чистый тип темперамента. Так, к "чистым" холерикам приближались О. В. Суворов, А. С. Пушкин, И. П. Павлов. Известные меланхолики: Моцарт, Поганини. Сангвиник- Ю. А. Гагарин. Много других не менее известных людей, также имели чистые, или приближенные к чистым типы. Так что не скрывайте свой тип темперамента и не переделывайте себя.

id="leftmenu">

1. Кто был основоположником первой в мире научной психологической

С) Вундт .

2.Какой метод является основным и наиболее значимым в современных психологических исследованиях:

С) эксперимент.

3. Настрой человека на определенное восприятие окружающей действительности это:

D ) установка.

4. Темперамент был впервые описан:

С) Гиппократом.

5. Кто из казахстанских ученых написал первый учебник по психологии:

  1. Алтынсарин .

    Аймауытов.

    Жарикбаев.

6. Что такое сновидения:

В) пассивный вид воображения.

7. Непреодолимое подсознательное стремление к достижению чего-либо это:

Е) инстинкт.

8. Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:

В) объем.

9. Проявление характера в большинстве случаев обусловлено:

С) влиянием окружающей среды.

10. Психика-это:

А) отражение окружающей действительности посредством

деятельности мозга .

11. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:

Е) избирательность.

12. Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности:

D ) задатки.

13. Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на беспрекословном подчинении руководителю (лидеру):

В) Леонтьев.

15. Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности:

А) темперамент.

16. Как называется явление, при котором человек не может своевременно вспомнить то, что он знает:

В) конфабуляция.

17. Как называется процесс, при котором окружающая действительность представляется в неправдоподобных образах, и человек понимает это:

С) иллюзии.

18. Переход внешних действий во внутренние называется:

А) интериоризация .

19. Тип темперамента, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:

В) холерик.

20. Удовлетворенность результатами своей деятельности это проявление:

D ) праксических чувств.

21. Какое из нижеприведенных качеств характеризует человека как проявление личности:

С) аккуратность.

22. Процесс развития индивида от рождения до смерти называется:

В) онтогенез.

23. Прием воображения посредством которого создаются качественно новые образы на основе «склеивания» отдельных несовместимых качеств или элементов:

D ) агглютинация.

24. Как называется мыслительная операция, связанная с мысленным объединением предметов и явлений по их общим и существенным признакам:

D ) обобщение.

25. Кто основоположник учения о бессознательном, подсознательном и

сознательном уровнях психики:

В) Фрейд.

26. Сценарист написал пьесу для театра. О каком виде речи можно говорить в данном случае:

С) письменная.

27. Кто впервые научно обосновал физиологическую основу темперамента:

Е) Павлов.

28. Характер-это:

В) этика поведения в обществе.

29. Когда сформировалась психология как самостоятельная наука:

Е) 20 в.

30.Кто написал первый трактат о душе:

Е) Аристотель.

31. Кто из мыслителей средневековья впервые подробно рассмотрел

проблемы сути и воспитания души, получив имя «Второго учителя»:

D ) аль-Фараби .

32. Какой самый древний метод психологического познания:

D ) наблюдение.

33. Кто является основоположником социометрической методики исследования:

D) Морено.

34. Сколько отраслей психологический науки сушествует сегодня:

Е) более 15.

35. Мыслительная операция посредством которой человек способен из

отдельных деталей получать представление о сущности вещей и явлении в целом:

В) синтез.

36. Что является первоосновой познавательной деятельности:

С) ощущения.

37. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:

В) галлюцинации.

38. Как называется явление при котором, не может вспомнить, то что ранее знал:

А) амнезия.

39. Кто один из основоположников научной психологии:

В) Вундт.

40. Яркий свет на сцене вызывает ощущение тепла, а темнота ощущение прохлады. Как называется данное явление:

А) синестезия.

1. Какое из нижеприведенных качеств, характеризует человека как личность:

В) воля.

2. Восхищение красотой природы это проявление:

В) эстетических чувств.

3. Благодаря какому психическому процессу создается качественно новые продукты, способствующие прогрессу общества в целом:

А) воображению .

4. Важнейший принцип согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:

А) детерминизм.

5. Один из основоположников учения о коллективе:

А) Макаренко .

6. Прием воображения на основе которого происходит преувеличение качеств реального объекта:

A) гиперболизация .

7. Какой принцип обеспечивает объективный поиск причин психических явлений:

А) аль-Фараби.

С) Аймауытов.

D) Муканов.

Е) Жарикбаев.

9. Кто из мыслителей античности впервые наиболее подробно

рассмотрел проблемы души, опираясь на материалистическую основу:

А) Аристотель .

10. Кто основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

А) Бехтерев.

11. Как называется умение выполнять деятельность качественно и непринужденно:

А) талант.

12. Возможность выполнения какой-либо деятельности обеспечивается:

Е) способностями.

13. Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на дискуссионном подходе в решении возникающих проблем:

С) демократический.

14. Как называется явление, при котором человек не может достоверно

вспомнить то, что он знает, дополняя пробелы памяти своей фантазией:

В) конфабуляция.

15. Направление психологии, которое нацеливает на наиболее полное проявление человека как личности через самоактуализацию:

С) гуманистическая психология.

16. Кто из ученых является основоположником метода психоанализа:

С) Фрейд.

17. Бессознательный уровень психики проявляется через:

В) инстинкты .

18. Как называется человек, легко вступающий в контакт с окружающими людьми:

В) экстраверт.

19. Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми:

А) интроверт .

20. Психический процесс, обеспечивающий целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира:

В) восприятия.

21. Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринятой информации о предметах и явлениях окружающего мира:

E ) память.

22. Психический процесс, обеспечивающий создание новых образов, на основе ранее воспринятых:

D ) воображение.

23. Процесс при котором, звуки музыки вызывают у некоторых людей впечатление об определенных цветовой гамме:

В) синестезия.

24. Способность музыканта отличать на слух звуки (например «до» и «до-диез») обеспечивается:

В) сенсибилизацией.

25.Разочарование в идеалах и надеждах называется:

В) фрустрация.

26. Способность личности приспосабливаться к окружающей среде при необходимости:

А) конформизм.

27. Кратковременные эмоции называются:

А) реакциями.

28. Неспособность сосредоточиться на изучаемом объекте обусловлено:

В) рассеянностью.

29. Тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:

А) меланхолик.

30. Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других:

С) гениальность.

31. Тип темперамента, характеризующийся замедленной ответной реакцией:

С) флегматик.

32. Личность формируется в процессе:

А) деятельности.

33. Тип темперамента, характеризующийся хорошей приспосабливаемостью к изменившимся условиям окружающей среды:

С) сангвиник.

34. Вид деятельности, в процессе которой, появляется качественно новый продукт:

D ) продуктивная.

35. Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:

С) игровая.

36. Автоматизированное действие, сформированное в процессе упражнений:

А) навык.

37. Способность к выполнению определенных действий без предварительного обдумывания их:

В) умение.

38. Подсознательные действия направленные на выполнение каких-то действий, которые стали потребностью:

А) привычка .

39. Процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств:

В) ощущения .

40. Зависимость восприятии от прошлого опыта:

В) апперцепция.

1. На первом этапе развития психологии предметом изучения была

Б) душа

2 . Психические явления зависят от естественных социальных условий и изменяются с изменением этих условий - это психологический принцип

Б) детерминизма

3. Составляющими психики являются:

Г) тест

5. Кто написал первый трактат о душе?

В) Аристотель

6. Самый древний метод исследования – это

Б) наблюдение

7. Основатель социометрического метода

В) Дж. Морено

8. Темперамент впервые описал

Д) Гиппократ

9. Кто основоположник учения о «зонах ближайшего развития»?

В) Л.С. Выготский

10. Кто из ведущих ученых разработал концепцию о сознательном и бессознательном

А) З. Фрейд

11. Что относится к врожденным, индивидуальным особенностям личности?

Б) темперамент

12. Онтогенетическое развитие человека – это

А) процесс развития индивида от рождения до смерти

13. Первая лаборатория психологии была открыта

Г) В. Вундтом

14. Понятие «первобытное мышление» принадлежит

А) Леви-Брюль

15. Тесты должны быть

Д) все ответы верны

16. Опросы должны быть

Д) все ответы верны

17. Какой метод является основным и наиболее значимым в современном психологическом исследовании?

А) эксперимент

18. Психика – это

А) свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира

19. Кто является основоположником психологического учения на Востоке, чьи идеи не утратили свою значимость и в наши дни

А) Аль Фараби

20. Процесс развития индивида от рождения до смерти - это

А) онтогенез

21. Какой метод обеспечивает объективное и глубокое познание психических явлений и закономерностей?

А) эксперимент

22. Укажите представителей социобихевиоризма в психологии

А) А.Бандура

23. Укажите представителей гаштальтпсихологии

Г) Ф.Перлз

24. Наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека – это

Д) психология

25. В научном употреблении термин психология появился

А) в 20 веке

26. Чья деятельность носит в основном инстинктивный характер?

В) животных

27. Укажите представителей психоанализа в психологии

А) З.Фрейд

28. Понятие экзистенционализм означает

В) смысл существования

29. Что такое мотив?

A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность

30. Определение «Я»

B) Результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психологических состояний

31. «Я» – концепция……

32. Кем была разработана техника репертуарной решетки?

Г) Дж. Келли

33. Фундаментальное научное исследование – это

34. Монодисциплинарное научное исследование – это

А) познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний

Б) получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи

В) исследования, при которых стремятся охватить оптимально возможное число значимых параметров

Г) исследование, при котором стремятся охватить оптимально возможное число значимых параметров

Д) исследование, проводимое в рамках одной дисциплины

35. Прикладное научное исследование – это

Б) получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи

36. Для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, проводят

Д) полевое исследование

37. Первые тесты интеллекта были созданы

Г) Р. Кеттелом

38. Изучение того, что личность человека развивалась и совершенствовалась в истории – это рассмотрение … аспекта развития.

Б) филогенетического

39. Укажите представителей бихевиоризма в психологии

А) Б. Скиннер

40. Составляющими психики являются:

Г) психические процессы, свойства и состояния

1 . На первом этапе развития психологии предметом изучения была

Б) душа

2 . Психические явления зависят от естественных социальных условий и изменяются с изменением этих условий - это психологический принцип

Б) детерминизма

3. Составляющими психики являются:

Г) психические процессы, свойства и состояния

4. Стандартизированная психологическая методика, предназначенная для качественной оценки у человека изучаемого психологического свойства, называется

Г) тест

5. Для эксперимента не характерно

В) зависимость от субъективных факторов исследователя

6. К видам наблюдения не относится

Г) естественное

7 . Применение... опроса требует специальной подготовки, обучения и больших временных затрат

Д) устный

8. Представлением о том, что душой наделен только человек, называется

Б) антропопсихизм

9. Теорию о стадиях развития психики А Н. Леонтьева дополнил

Г) К.Э. Фабри

10. Впервые о бессознательном заговорил

В) З. Фрейд

11 . На стадии перцептивной психики находятся

Б) низшие позвоночные и млекопитающие

12 . Какая из ниже перечисленных потребностей является более высокой потребностью по А. Маслоу

Д) потребность в самоактуализации

13. На втором этапе развития психологии предметом изучения было:

Д) сознание

14 . Психические явления необходимо рассматривать как результат и в процессе их естественного развития - это психологический принцип

Д) развития

15. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о степени развития у него изучаемого свойства. Это

В) тест - задание

16. Для наблюдения характерно

Б) зависимость от субъективных факторов исследователя

17. Наблюдение, не имеющее заранее установленных рамок или программы, процедуры его проведения, называется

В) свободным

18. Эксперимент, в рамках которого происходит создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего рассмотреть, называется

Б) искусственным

19. Представление о том, что душой наделена вся природа и живая и не живая, называется

Д) панпсихизм

20 . Потребность - это

Б) нужда организма в чем - либо

21. Неосознаваемой частью деятельности являются

Б) инстинкты

22. На стадии элементарной психики находятся

Д) черви

23 . На третьем этапе развития психологии предметом изучения было

В) поведение

24. Сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве; сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, деятельность – есть форма активности сознания. Это психологический принцип

В) единства сознания и деятельности

25. Стандартизированная психологическая методика, предназначенная для качественной оценки у человека изучаемого психологического свойства, называется

Г) тест

26. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его исследования и анализа – это

Б) наблюдение

27. К видам наблюдения не относится

В) поверхностное

28. Опрос, позволяющий достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы – это опрос

В) свободный

29. Укажите представителей экзистенцианализма в психологии

В) В.Франкл

30. Представлением о том, что душой наделены существа, обладающие нервной системой, называется

Г) нейропсихизм

31. На интеллектуальной стадии развития психики находятся

Б) обезьяны

32. Способность живых организмов реагировать на абиатические воздействия называется

Г) раздражимостью

33. Укажите представителей бихевиоризма в психологии

А) Б. Скиннер

34. Характеристиками сознания являются

А) активность, интенциональность, способность к рефлексии

35. Активность субъекта, направленная на усвоение и применение понятий называется

Д) учение

36. Что является лишним в следующем ряду: «Общая психология изучает: состояния, поведение, процессы, свойства»

Б) поведение

37. Укажите представителей гуманистической психологии

А) Б. Скиннер

Б) К.Роджерс

В) В.Франкл

Г) Ф.Перлз

Д) А. Маслоу

38. «Я» – концепция……

B) Важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представляемость индивида в себе как в другом.

39. Кем была разработана техника репертуарной решетки?

Г) Дж. Келли

40. Фундаментальное научное исследование – это

А) познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний

1. Критерии качества пригодности теста и других методик психологических исследований:

Е) валидность.

2. Книга, написанная для широкого круга читателей:

D)Письменная.

3. Направление немецкой психологической школы, ведущим методологическим принципом которого является объединение элементов психической жизни индивида в единый комплекс:

В) гештальтпсихология .

4. Сознательная активность человека, порождаемая потребностями:

D ) деятельность.

5. Независимость и постоянство наших восприятия объясняется свойством:

А) константности.

6. Ощущения, связанные с определением положения тела индивида в пространстве:

В) кинестетические.

7. Потребности, связанные с необходимостью коллективной деятельности и общения с окружающими:

Е) социальные .

8. Речь, обращенная к самому себе называется:

А) эгоцентрическая.

9. Психическое отражение окружающей действительности в форме переживаний, связанных с удовлетворенной или неудовлетворенной потребностью:

В) эмоции .

10. Метод психологии, основанный на диалогическом контакте между людьми, при котором они в процессе общения выполняют определенные социальные роли:

Е) трансактный анализ.

11. Метод, позволяющий выявить уровень знаний, а также, личностные характеристики посредством выбора ответов на целенаправленные стандартизированные вопросы:

С) тест.

12. Соотношение динамических особенностей психики проявляющихся в интенсивности, скорости и силе нервных реакций индивида:

В) темперамент .

13. Способность отдельных людей к сохранению и воспроизведению ярких и детальных образов ранее воспринятых:

Е) эйдетическая память.

14. Стойкие эмоции, возникающие в процессе общения с окружающими:

В) эмоциональные отношения.

15. Совокупность действий, направленных на изучение ситуации и регуляцию своею поведения в соответствии с ней:

D ) ориентировочная деятельность.

16. Чувства, связанные с проявлением мышления, направленного на поиск нового:

А) интеллектуальные чувства.

17. Метод самонаблюдения:

В) интроспекция .

18. Специфические потребности, присущие человеку, выражающиеся в его стремлении к знаниям и постижению культуры:

С) духовные.

19. Разновидность психологической защиты, основанной на

переключении внимания с неудовлетворенных потребностей на другие, более реальные:

С) сублимация.

20. Ощущения, дающие представления о вибрации, объеме и протяженности объекта:

E ) тактильные.

21. Отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности совершенствования познавательной деятельности, в ходе целенаправленного обучения и воспитания с целью развития общественно значимых качеств личности:

А) педагогическая.

22. 0трасль психологической науки, изучающая механизмы психических функций с позиций локализации их в коре больших полушарий и выявлении отделов мозга, ответственных за их выполнение:

Е) нейропсихология.

23. Отрасль психологической науки, разрабатывающая проблемы взаимоотношений между людьми в процессе разного рода общения: в бизнесе (сотрудничестве и конкуренции), дипломатии, коллективном труде, семейной жизни и др.):

D ) психология общения.

24. Ветвь психологической науки, ставящая своей целью познание закономерностей внутрисемейного общения, проявление высших чувств в ходе совместной семейной деятельности, направленной на удовлетворение важнейших потребностей семьи, таких как воспитание детей, обретение морального, сексуального и материального благополучия; а также пути разрешения внутрисемейных конфликтов и их профилактики:

В) психология семейных отношении.

25. 0трасль психологической науки, исследующая закономерности и возможности повышения эффективности работы с автоматическими устройствами и приборами:

A ) инженерная психология.

26. Исследование количественных соотношений (времени, скорости, объема, интенсивности, запоминания и сохранения воспринятой информации в экспериментах, характеризующих те или иные психические явления и процессы:

С) психометрия .

27. 0казание психологической помощи на основе методов стимуляции эмоционально-волевой сферы человека и создания желаемой психологической установки, способствующей выходу из кризисных ситуаций:

D ) психотерапия.

28. Направление в психологии, разрабатывающее вопросы применения знаний о психике к решению практических задач, в основном, в самосовершенствовании человека и его профессиональной ориентации:

В) психотехника.

29. 0дин из разделов классической общей психологии, изучающий многообразие форм поведения и психических состоянии на основе изучения таких физических факторов как: пороги чувствительности, сила раздражителя, время реакции и т.п.:

А) психофизика.

30. Отрасль психологии, изучающая особенности психического развития глухих и слабослышащих людей:

А) сурдопсихология.

31. Отрасль психологической науки, изучающая особенности психики слепых людей:

В) тифлопсихология.

32. Область психологической науки, изучающая особенности проявления психики больного человека; организации контакта с ним;

создания благоприятного психологического климата для его выздоровления:

А) медицинская психология.

33. Метод психологии, дающий возможность изучать взаимоотношения в группе и коллективе:

В) социометрия.

34. Метод, позволяющий выявить уровень развития психических процессов и способностей, а также дать объективную характеристику личности в целом, посредством целенаправленных стандартизированных вопросов:

А) Тест.

35. Метод психологии, при помощи которого возможно получение интересующей информации об объекте, посредством письменного ответа на заранее продуманные и целенаправленные вопросы:

D ) аннотирование.

36. Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного пути человека, его родителей и родственников; значимых для них личностных ценностей с целью прогнозирования возможностей будущего развития:

А) биографический метод.

37. Изучение онтогенетического развития близнецов путём сравнения их развития с учётом влияния различной социальной среды:

Е) близнецовый метод.

38. Метод психологии, в основе которого лежит изучение индивидуальных особенностей человека, путём выявления зависимости изменения развития генотипа от условий внешней среды:

D ) генетический метод.

39. 0снован на сборе фактов при анализе материализованных результатов психической деятельности:

D) метод изучения продуктов деятельности.

40. Способ выработки новых форм поведения при возникновении проблемных ситуаций:

D ) метод проб и ошибок.

1. Метод психологического исследования, основанный на целенаправленной фиксации фактов поведения и деятельности субъекта, его психических процессах, эмоциональных проявлениях присущих ему личностных качеств:

В) наблюдение.

2. Метод психологических исследовании, позволяющий выявить мотивацию межличностных выборов в группе:

А) референтометрия.

3. Слабоумие, психическое недоразвитие:

А) олигофрения.

4 . Способность живых организмов к отражению целостных вещей

окружающего мира путем ответной реакции на целый комплекс различных раздражителей:

А) перцептивная стадия развития.

5. Элементарная стадия развития, присущая всем живым организмам,

характеризующаяся реакцией чувственных клеток на полученное из внешней среды воздействие:

В) сенсорная стадия развития.

6. Уровень развития индивида при котором проявляется способность к решению ряда практически значимых задач, обуславливающих целесообразность поведения:

С) интеллектуальная стадия развития .

7. Процесс возникновения и эволюционного развития живых организмов в ходе исторического совершенствования природы:

D ) филогенез.

8. Постоянное усложнение и развитие живой природы, выражающееся в количественных и качественных изменениях:

С) эволюция.

9. Состояние психики, характеризующиеся нарушением мышления и являющееся одной из форм умственной отсталости:

А) олигофрения.

10. Врожденные психическая реакция, выражающиеся в бессознательном реагировании на биологически значимые раздражители:

D ) безусловный рефлекс.

11. Действия, совершающиеся на основе безусловно - рефлекторных реакции т.е. подсознательно.

Грей, проанализировавший работы российских психологов в области темперамента, предложил 2-мерную модель, в которой 4 Гиппократовских типа размещались на шкалах Системы Активации Поведения и Системы Торможения Поведения Соотношение «высокого» и «низкого» уровней, для каждого из этих двух независимых параметров, даёт некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат - формальное определение каждого из четырёх темпераментов. На смайликах (см. рисунок вверху) можно интерпретировать улыбку, как лёгкость процессов торможения, а насупленные брови - как проявление лёгкости возбуждения.

За рубежом основные исследования в области темперамента проводились в областях детской психологии (Buss & Plomin, 1984; Chess & Thomas, 1996; Kagan & Snidman, 2009; Rothbart et al, 2000; Windle & Lerner, 1986), клинической психологии и психиатрии (Akiskal, 1998; Cloninger, 1986, 1994; Mehrabian, 1996; Panksepp et al, 1987; Zuckerman, 1994). В отношении темперамента взрослых, это понятие за рубежом сливается с понятием личности, и анализировалось как «биологически-основанные черты личности» (Cattel, 1965; Digman & Takemoto-Chock, 1981; Goldberg 1993; Guilford & Zimmerman, 1956; McCrae & Costa 1997; Norman, 1963). Такое слияние не рекомендуется, так как понятие личности относится к социо-культурным процессам, ценностям, установкам, личному опыту, самооценке и спектру отношений человека с другими людьми, в то время как темперамент, согласно начальному определению, относится к нейро-химическому балансу организма.

Российские исследования темперамента

Российская традиция исследования темперамента началась в 1906 году, с исследований типов и свойств нервной системы в школе Ивана Петровича Павлова и продолжилась в исследованиях Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте Психологии, Российской Академии Наук, в исследованиях Б. М. Теплова (1963), В. Д. Небылицына (1972), и затем В. М.Русалова (1979).

Важным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих . Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы : силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа высшей нервной деятельности , то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу:

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов - соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения - соответствует холерику, «безудержному» типу.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - соответствует сангвинику, «живому» типу.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами - соответствует флегматику, «спокойному» типу.

После того, как Русалов предложил активностно-специфичную структуру темперамента, Трофимова, которая защищала диссертацию в его лаборатории, развила этот подход и предложила свою версию, основанную на Русаловской модели, в виде Компактной версии Опросника Структуры темперамента (STQ-77) .

Поскольку этот подход был разработан в исследованиях темперамента взрослых, он не был распространен в детской психологии на Западе (где теория темперамента в основном ассоциируется с индивидуальными различиями детей). В противоположность к этому подходу, все другие модели темперамента также включают «энергетические» черты (например, Активность или Экстраверсию), но не различают типы энергетически черт относящиеся к регуляции трех указанных специфических аспектов поведения. Идея структура темперамента, которая различает черты регулирующие разные типы активности была взята за основу нейроимической модели Функциональный Ансамбль Темперамента которая описывает роль моноаминных нейромедиаторов , нейропептидов и гормонов в регуляции 12 черт темперамента .

Свойства и влияние темперамента в поведении

От темперамента человека зависят формально-динамические аспекты поведения, не связанные с содержанием деятельности. Эти аспекты делят на 2 группы:

  • Группа Эмоциональности, к ней относятся черты:
    • Нейротицизм (избегание новых или неопределенных ситуаций, высокая потребность в социальной поддержке)
    • Импульсивность (инициация действий, ведомая эмоциями, не подкрепленная предыдущими планами или рациональным решением)
    • Самоуверенность (оптимизм в неопределенных условиях, уверенность в своих силах)
  • Группа Активности, к ней относятся черты:
    • Выносливость, энергичность, способность выдерживать долгую и/или интенсивную деятельность. В моделях активностно-специфического подхода три типа выносливости - моторно-физическая, вербально-социальная и умственная (длительность сосредоточения внимания) - рассматриваются как отдельные свойства (шкалы);
    • Скорость интеграции поведенческого акта, такие как пластичность (легкость переключения с одной деятельности на другую и адаптивность к изменениям в инструкциях или ситуациях), моторно-физический или вербально-социальный темп.
    • Поведенческая ориентация на определенный тип регуляторов поведения. К этой подгруппе относятся ориентация на впечатления, рисковые ситуации (черта Поиск Впечатлений), ориентация на других людей (черта Эмпатия, как чувствительность с чувствам и мотивации других людей) и чувствительность к причинно-следственным связям, вероятностным аспектам событий (Мышление (психология))

Примечания

  1. Rusalov, VM, Trofimova, IN. Structure of Temperament and Its Measurement. Toronto, Canada: Psychological Services Press.. - 2007.
  2. Kant, I. (1798) Anthropology from a pragmatic point of view (trans. Mary Gregor). The Hague: Martinus Nijhoff 1974 (Ak. VII)

Типы темперамента по Гиппократу — древнейшая из психологических типологий. Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик – эти слова знакомы даже тем, кто весьма далек от психологии. Между тем, в разные времена оценочную систему особенностей человека пытались составить многие психологи, психиатры и физиологи. При этом каждый выделял свои свойства и особенности темпераментов личности и в соответствии с этим делал акцент на разных чертах характера.

Например, Карл Юнг и Ганс Айзенек рассматривали личность с точки зрения психологической установки и разделяли людей на интровертов и экстравертов, Эрнст Кречмер полагал, что характер зависит от телосложения и выделял астеников, атлетиков и пикников, а Аристотель рассматривал 6 типажей, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и «Где?». Однако именно гиппократовское учение о типах темперамента уже более двух тысячелетий остается основной типологией человека . Как известно, древнегреческий врач и целитель выделял 4 типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Рассмотрим особенности и черты личностей, принадлежащих к разным типам, и то, как вообще Гиппократ пришел к такому разделению темпераментов.

Понятие темперамента по Гиппократу

Согласно теории Гиппократа, темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием в его организме той или иной основной жидкостью (жизненного сока). В зависимости от этого, по мнению ученого, для личности были характерны те или иные особенности. Ученый полагал, что высокая концентрация лимфы делает личность спокойной и уравновешенной, желтой желчи — несдержанной и импульсивной, крови — веселой и подвижной, черной желчи — меланхоличной и печальной. Исходя из этой концепции, были выделены 4 типа темперамента , которые пользуются широкой известностью и по сей день, — флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик.

В начале XX века русский ученый Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек имеет врожденный тип нервной системы, слабо зависящий от воспитания и воздействия окружающих. Под физиологической основой каждого из темпераментов он понимал тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов . Так, сангвиники, по его мнению, относятся к сильному, подвижному и уравновешенному типу, а меланхолики — к слабому, со слабой силой процессов возбуждения и торможения.

4 типа темперамента: описание и основные черты флегматиков, холериков, сангвиников и меланхоликов

Приведем краткое описание типов темперамента человека по Гиппократу (с полным вы можете познакомиться в соответствующих статьях).


Встретить человека с «чистым» типом темперамента по Гиппократу практически невозможно — каждый из нас представляет определенный микс сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Как правило, один из типов преобладает, а другие, соответственно, выражены менее ярко, вплоть до минимальных значений. Если же человек взял примерно по 25% от каждого из четырех типов темперамента, то такую личность называют тетравертом (от греч. tetra — четыре).

Темперамент и характер

Часто понятие «темперамент» отождествляют с характером . Но классификацию какого психолога вы бы ни рассматривали, это неверная
точка зрения. Конечно, взаимосвязь характера и темперамента присутствует, но и эти понятия означают далеко не одно и о же. Так, темперамент дается человеку природой и на протяжении жизни если и изменяется, то незначительно, а характер формируется и трансформируется все время. У людей с одинаковым темпераментом может быть совершенно разный характер, что связано с воздействием социума, воспитанием, профессией, интересами, хобби. Да и представьте, как были бы похожи все люди, если у всех нас было только 4 типа характера с небольшими различиями.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, их соразмерное смешение) — комплекс врожденно обусловленных динамических особенностей психики индивида, проявляющихся в интенсивности, скорости и темпе протекания его психической деятельности, в эмоциональном тонусе жизнедеятельности, чувствительности индивида к внешним воздействиям, в его сензитивности и психической устойчивости.

Понятие темперамент было введено древнегреческим врачом Гиппократом (460 — 379 гг. до н. э.), который полагал, что все люди делятся по своим природою обусловленным особенностям на четыре группы в зависимости от преобладания в их организме одной из следующих четырех жидкостей (гуморальная теория темперамента):

  • крови (сангвис) — сангвиники;
  • желтой желчи (холе) — холерики;
  • слизи (флегмы) — флегматики;
  • черной желчи (мелайне холе) — меланхолики.

Приняв эту терминологию, современная наука исходит из того, что индивидуальные психодинамические особенности обусловлены врожденным типом высшей нервной деятельности.

И.П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе четырех темпераментов (рис.).

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

  1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность , мышечно-моторную .
  2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям — или преимущественную его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — .
  3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или,напротив, ригидность.
  4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности (см. таблицу ниже).

Среди качеств темперамента особо выделяются ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существует несколько видов ригидности:

  • сенсорная — пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;
  • моторная — трудность перестройки привычных движений;
  • эмоциональная — продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;
  • памяти — персеверации, навязчивость образов памяти;
  • мышления — инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качества, противоположные ригидности, — гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы.

Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, порождающих опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Люди холерического типа и меланхолики более расположены к нервно-психическому поведению. Однако необходимо помнить, что научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зарубежной психологии и криминологам были и имеются попытки связать поведение человека с его телесной организацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немецкий психиатр Э. Кречмер, как уже отмечалось, также пытался установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т. д.

Исследования И.П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В ученого было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обусловлен нс только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство — высочайшая пластичность» .

Итак, в зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамент могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социальные приобретенные качества личности.

В зарубежной психологии темпераментные особенности делятся преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Как уже отмечалось, эти понятия, введенные швейцарским психологом К.Т. Гонгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra — вне, intro — внутрь и verso — поворот).

Экстраверты отличаются повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду.

Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания психических процессов, способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. «…Различные темпераменты и вызванные ими настроения обнаруживаются очень скоро во всем: в жесте, тоне голоса, манере говорить, способе держать себя на суде. А зная настроение, свойственное тому или другому темпераменту, представляется возможным представить себя в отношении свидетеля к обстоятельствам, им описываемым, в памяти, почему и какие именно стороны в этих обстоятельствах должны были привлечь его внимание и остаться в его памяти, когда многое другое из нее улетучилось» .

Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Основные виды темперамента

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Сангвинический темперамент . И.П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамперамента: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым» .

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

«Холерический темперамент . «Холерический тип, — отмечает И.П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» . «Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и, в конце концов, рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» .

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Его повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент . «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» . Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена.

В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент . «Меланхолический темперамент, — отмечает И.П. Павлов, — есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни па что не надеется, во всем видит и ожидает плохое, опасное» .

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются. внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован — занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность.

Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены к «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид у них преобладает. Теоретически разделяя темперамент на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента. человека. Однако культура поведения человека зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениями, жизненным задачам, окружающим людей, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.

От темперамента зависят динамические особенности характера человека, — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», от которой зависит легкость или трудность формирования отдельных свойств характера, развития отдельных способностей человека. Люди достигают одинаковых успехов разными способам, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Темперамент — система биологически обусловленных фоновых явлений в психике человека. Многие темпераментные особенности человека выступают как задатки его способностей. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов, возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности — он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание личности, подавление ею побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения. Личность способна регулировать нежелательные проявления своего темперамента, осуществлять его маскировку.

Что еще почитать